марина тимофеевна семёнова

12 июня
1908 г.
12 июня 1908 года родилась Марина Тимофеевна Семёнова, выдающаяся балерина, обладавшая уникальным талантом, даром будить в зрителях высокие чувства, волнение и трепет соприкосновения с чем-то глубоко возвышенным.
12 апреля 1925 года состоялся выпускной концерт Ленинградского хореографического училища. Ученица Агриппины Яковлевны Вагановой, совсем юная Марина Семёнова, которой не исполнилось ещё и 17 лет, ошеломила искушенную публику законченностью и чистотой линий, виртуозной техникой вращений и удивительным апломбом.

«Выступление юной танцовщицы стало событием ленинградского театрального сезона. Газеты и журналы пестрели отзывами, статьями, написанными известными критиками тех лет. Артисты разных театров, как и зрители, встречаясь, спрашивали друг друга: „Вы видели Семёнову? Какая девочка! Сколько экспрессии! Какой танец! Первый раз такое видим”» .*

Окончив Ленинградское хореографическое училище, Марина Тимофеевна, в том же году, поступила на службу в Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова, где и была ведущей танцовщицей до 1930 года.

Танец Семёновой — одной из первых выдающихся балерин, взращённой советской эпохой, полно и ёмко выражающей средствами хореографического искусства веяния этого времени — поражал необычным современным стилем.


М. Т. Семёнова. 1940-е гг.

Вечеслова Т. О том, что дорого. Москва, 1984. С. 68.
Исполненные Семёновой партии оставили яркий след в истории театра: Повелительница дриад в «Дон Кихоте» Л. Минкуса, Наила в балете «Ручей» Л. Делиба, Невольница в «Корсаре» А. Адана, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» П. И. Чайковского, Никия в «Баядерке» Л. Минкуса и другие.
М. Т. Семёнова в партии Никии в балете «Баядерка». Из фондов Исторического музея.
М. Т. Семёнова в партии Одетты в балете «Лебединое озеро». Из фондов Исторического музея.
С 1930 года Марина Тимофеевна становится солисткой Большого театра в Москве. «В балетах 30-ых годов балерине ранга Семёновой, в общем-то, нечего было делать <…> рядом не было балетмейстеров, которые могли бы разглядеть её и понять ставить спектакли специально на неё. Широта её натуры, её талант требовали ролей, образов, больших хореографических полотен. А в новых балетах ей часто доставались лишь эпизоды».*
Значительное место в творческой биографии Семёновой принадлежит педагогической работе, она помогла раскрыть талант многим известным артистам балета.
В 1975 году балерина была удостоена звания «Народная артистка СССР».

Николай Цискаридзе вспоминал: «Она была легким человеком. Когда ей исполнилось 95 лет, она утром дала урок, вечером был юбилейный спектакль, после которого Марина Тимофеевна помахала ручкой, сказала: „Всё, я устала”. И больше в театр не пришла…».*
Мессерер А. Танец, мысль, время. Москва, 1990. С. 169.
Цискаридзе Н. Она была легкомысленна и богемна… // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. № 5. С. 13.