ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «Джой стрит»

25 Июня
1932 г.
25 июня 1932 года в Ленинградском Большом Драматическом театре им. М. Горького состоялась премьера спектакля «Джой стрит» по пьесе Н. А. Зархи «Улица радости».

Однодневная газета, выпущенная к премьере спектакля.

Из фондов СПбГТБ.

Спектакль по одной из самых популярных советских пьес начала 1930-х годов, раскрывающий острые социальные темы трудной жизни бедных людей и борьбе рабочих за свои права в Англии, поставил Сергей Александрович Морщихин.

Эту постановку современники считали «настоящей удачей», отмечали, что режиссер нашел приемы, «целиком соответствующие содержанию пьесы, сумел утвердить на сцене театра образы реалистической социальной мелодрамы».*

Все роли были глубоко психологически разработаны режиссером. Через образы людей, их взаимоотношения и изменения их в ходе событий, раскрывалась главная тема пьесы. В статье к премьере спектакля Сергей Морщихин писал, что «показ поведения человека, через которое выявляются его качества, его психология»* является одним из основных средств выражения режиссера своей идеи.

Работа режиссера с артистами в спектакле привела к целому ряду крупных актерских достижений. Особенно критики отмечали работу А. И. Ларикова в роли коммуниста Блэка Стэбса. Артист создал яркий и сильный образ, жизнерадостность и искренность которого полностью захватывали внимание зрителей.
Творческие кадры БДТ: о режиссуре. Сергей Александрович Морщихин // Репертуар. Актеры. Массовая работа БДТ. Ленинград, 1934. С. 50.
Морщихин С. Принципы постановки // Джой стрит. Улица радости. К премьере Государственного Большого Драматического Театра: [одноднев. газ.]. 1932. 25 июня. С. 2.
А. И. Лариков в роли Стэбса.
А. М. Манухова в роли Кикси.
Л. А. Кровицкий в роли Рубинчика.
А. Н. Парамонова в роли Долли.
В других ролях были заняты замечательные артисты театра: В. И. Освецимский – Норрис, А. Н. Парамонова – Долли, Л. А. Кровицкий – Рубинчик, А. Н. Лаврентьев – Спавента, А. М. Мануханова – Кикси.
Интересным было и образное решение спектакля художником М. З. Левиным.

«Что такое "Джой-стрит" — "Улица Радости"? Это — типичный колодезь капиталистического города, где никогда не бывает солнца. Все рвутся из этого дома, и все по разным причинам», — писал художник о принципах оформления постановки.*

На сцене зрители видели большую кирпичную стену дома в одном из темных дворов на улице Радости. Стена с многочисленными черными отверстиями окон уходила очень высоко, создавалось впечатление, что герои спектакля находятся на самом дне этого колодца. Этим художник хотел подчеркнуть «мрак и безысходность»*, которые господствовали на Джой стрит.

Таким образом, создавалась эмоциональная напряженность действия, усилению которой способствовало музыкальное и шумовое оформление спектакля композитором В. М. Дешевовым. Различные уличные звуки: от гудка автомобиля и сирены буксира до хлопанья дверей в доме интересным образом сочетались с мелодией, наигранной на саксофоне, а в конце спектакля из громкоговорителей звучала революционная песня, которая «преследовала уходящего зрителя на протяжении нескольких кварталов»*.

Эскиз декорации к спектаклю «Джой стрит». Художник М. З. Левин. Из фондов Музея Большого Драматического театра им. Г. А. Товстоногова.

Сцена из спектакля «Джой стрит».
Левин М. Принципы оформления // Джой стрит. Улица радости. К премьере Государственного Большого Драматического Театра: [одноднев. газ.]. 1932. 25 июня. С. 4.
Буцкой А. К. Музыка в драматическом театре // Большой драматический театр. Ленинград, 1935. С. 269
Джой стрит. Улица радости. К премьере Государственного Большого Драматического Театра: [одноднев. газ.]. 1932. 25 июня.