В 1911 г. Екатерину Николаевну приглашают на Московскую Императорскую сцену и первой ее ролью стала Катерина в спектакле «Гроза» Малого театра. Образ главной героини в исполнении Рощиной-Инсаровой с момента её появления до последних слов был окружен сиянием икон древнего письма. Любовная трагедия Катерины бледнела перед муками её чуткой совести. В 1916 г. актриса вернется к этому персонажу уже на прославленной сцене Александринского театра в постановке
«Грозы» В. Э. Мейерхольдом, по праву считающейся одной из вершин режиссерского и театрально-декорационного искусства.
Рощина-Инсарова была воплощением женщины модерна на русской сцене и умело создавала удивительную двойственность женского характера: страстность, греховность, но и «мистический трепет», отчужденность от живой жизни, её угасание, усталость. Она обладала гипнотической властью над зрителем.
«Это было прекрасное, трепетное, оригинальное дарование. Что бы она ни играла, она всегда играла интересно. Ее необыкновенно выразительные, огромные темные глаза с необычайной силой выражали скорбь обиженной, оскорбленной женской души, трагический ужас перед неразрешимыми загадками жизни. Голос у нее был немного хриплый, тусклый, как и у ее отца, но так же, как и у него, он придавал своеобразную прелесть произносимым словам, какой-то налет грусти и усталости. Изящная, гибкая фигура, очень красивые руки, пластичные движения сообщали женственную прелесть создаваемым артисткой образа».
*