премьера комедии «Бобыль»
7 апреля
1790 г.

П. А. Плавильщиков. Гравюра А. Осипова. 1817 г.

«Хотя комедия есть забавная картина приключений и хотя главная цель ее — смешить зрителей действием своим, однако много есть и таких комедий, в которых примерно существенное различие от трагедии и драмы, как в свойствах, так и в самом роде письма», — писал Петр Алексеевич Плавильщиков, характеризуя жанр комедии.*


В 1790 году Плавильщиков, ведущий актер и режиссер петербургской сцены, известный писатель и драматург, создает одно из самых лучших своих произведений — оригинальную комедию «Бобыль». Он считал, что театр очень полезен для изучения истории своего народа и потому в пьесах должно быть больше «народности». Комедия «Бобыль» полностью соответствовала этим взглядам драматурга.
Зритель. 1792. Ч. III. C. 113.
Премьера комедии состоялась 7 апреля 1790 года в Малом (Деревянном) театре. В этот период П. А. Плавильщиков уже писал драматические произведения, и успешно выступал на сцене. Автор выбрал для себя в комедии «Бобыль» роль молодого барина с говорящей фамилией Честин.
Строится комедия на сочетании комического и драматического. Сюжетная схема ее несложна. Крестьянку Анюту, любящую бедняка Матвея, родители хотят отдать замуж за сына деревенского богача Аксена. Аксен является основной комической фигурой. Сын богатого отца, он ничего не умеет делать, да и жениться ему совсем не хочется. Аксен сам по себе вызывает у зрителя только смех, и по существу он выполняет в комедии роль шута. Драматичен образ Матвея: бедняк, бобыль, не имеет никакой собственности и при всех своих достоинствах служит лишь посмешищем в глазах богатых людей. Матвей пытается найти оправдание судьбе: «О проклятое богатство! Экое глупое счастье на свете! Кого наделяет деньгами. Редко их имеет тот, кто того стоит», — говорит он. Счастье влюбленных могло не случиться, если бы не помощь барина Честина и помещицы Евгении. Комедии заканчивается счастливо. Основной конфликт пьесы, показывающий расслоение крестьян крепостной деревни, говорит о попытке Плавильщикова создать бытовую комедию, соответствующую русскому быту и русским нравам. Пьеса нравилась не только простому зрителю, императрица Екатерина II с удовольствием аплодировала автору.

Современники говорили, что «этой пьесе в народном театре не будет смерти…», к сожалению этому пророчеству не суждено было состояться, хотя комедия надолго пережила Петра Алексеевича.

Из фондов СПбГТБ