Премьера спектакля «Отелло»
20 апреля
1944 г.
Постановка трагедии У. Шекспира «Отелло» Ленинградского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина состоялась в Новосибирске 20 апреля 1944 года. Режиссер спектакля Григорий Михайлович Козинцев старался передать поэтическое единство героя и окружающего его мира.
Особенное значение в первых театральных работах он придавал атмосфере событий. Задача спектакля была показать как регрессивное борется с прогрессивным. Поэтическое обобщение вырастает из реального, весомого, конкретного.

Народный артист Ю. М. Юрьев изображал Отелло в сдержанных, даже суховатых тонах, но ему удалось передать самое трудное: одухотворенность и величие чувства, владеющего мавром. Ревность в его толковании — не горячий бред, а страшная, разрушительная болезнь. Он добился подлинно трагического эффекта, вызвав у зрителя сострадание к несчастной жертве презренного интригана.

Ю. М. Юрьев в роли Отелло.

Из фондов Музея Александринского театра.


К. В. Скоробогатов в роли Яго.

Из фондов Музея Александринского театра.

Яго отлично играл К. В. Скоробогатов. Он сумел совместить силу злобной философии и дух казармы. Это был готовый на всё человек железа и крови, экспериментатор, утверждавший низменность природы человека. Яго разрушитель любой мечты. Стоит ему прикоснуться к мечте, как она становится грязной. Гибель многих великих людей поразительно похожа на гибель Отелло, на историю столкновения Яго и Отелло.

«Постановка „Отелло“, показанная Академическим театром драмы, говорит о тщательной и добросовестной работе над великой шекспировской трагедией и о том, что высокая театральная культура Ленинграда начинает возрождаться», — делал вывод известный литературовед, один из лучших мастеров художественного перевода Борис Аполлонович Кржевский, посмотревший спектакль вернувшегося из эвакуации театра в 1945 году.*
Кржевский Б. А. Отелло // Ленинград. 1945. № 3. С. 13.
Ленинград. 1945. № 3. С. 13.