Премьера спектакля «Вишневый сад»
21 апреля
1972 г.
21 апреля 1972 года в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» в постановке Р. А. Горяева и оформлении И. А. Иванова. Музыку к постановке написал А. П. Петров. 

Премьерная афиша спектакля

«Вишневый сад» — это пьеса прочно вошедшая в «золотой фонд» мировой драматургии, пьеса об одиночестве, о бездуховности, о трагичности потребительского отношения к жизни. Режиссер повел разговор о глухоте обитателей «Вишневого сада», глухоте не только к движению времени, но и друг к другу.

А. П. Чехов сознательно заложил сложные противоречия как в сами образы своих героев, так и в построение актов и отдельных сцен, тем самым поставив непривычные задачи и перед режиссурой, и перед актерами.

В постановке Горяева были заняты ведущие актеры театра: Н. Н. Ургант (Раневская), Б. А. Фрейндлих (Гаев), Ю. С. Родионов (Лопахин), Ю. В. Толубеев (Фирс), А. В. Тараканова (Аня), Е. И. Чёрная (Варя).
Художником была создана на сцене композиция, точно охарактеризованная критиком А. П. Свободиным как «холодная, осколочная, составленная из знакомых частей усадебного интерьера, но соединенных в ином против реальности порядке».*

«По всей декорации, по деревянному обломанному фронтону портала, по соединенным странными углами стенам, по колонне вьется черный вездесущий плющ. Его разрастание зловеще в своей глобальности. Ветви проходят сквозь стены и сквозь стекло веранды, сквозь колонну и часы, которых множество в этой декорации — настенных, напольных, разной формы, в разнобой отбивающих разладившееся время…».*
Свободин А. П. Театральная площадь. Москва, 1981. С. 105.
Березкин В. Природа, сцена и среда // Декоративное искусство СССР. 1973. № 7. С. 33.
Раневскую играла Нина Ургант. «Ее героиня в рыжем парике напоминала персонажей Тулуз-Лотрека. Изломанная пластика, вибрирующий голос, изящество поз, выдававших душевную и физическую усталость, создавали выразительный образ этой русской парижанки». *
Коваленко Г. Памяти Нины Ургант // Петербургский театральный журнал. 2021. 5  декабря: [блог журнала]
Бесшабашная Раневская Ургант, рефлексирующий Лопахин Родионова, холодный Гаев Фрейндлиха — необычные трактовки внутреннего мира персонажей в режиссерском прочтении Горяева оказались слишком непривычными.
Спектакль имел явный успех у публики и, несомненно, оставив след в театральной «чеховиане», привлек внимание критики, но… прошёл всего десять раз. Театр снял его с репертуара, объяснив это решение часто использовавшимися тогда формулировками: уходом от академической школы, необоснованным новаторством и т. п.

Позже, под давлением театральных кругов, спектакль был восстановлен, но для режиссера ситуация стала слишком серьезным испытанием. Вскоре после премьера Ростислав Горяев покинул театр.