Премьера спектакля
«божий цветНик»
1 декабря
1905 г.
1 декабря 1905 г. на сцене Императорского Александринского театра состоялась премьера спектакля «Божий цветник» по комедии в 3 действиях А. И. Косоротова в постановке А. П. Петровского и оформлении П. Б. Ламбина.

А. И. Косоротов

Имя писателя, драматурга, критика и публициста Александра Ивановича Косоротова ныне известно, в основном, историкам театра и литературы. В начале же XX века читающая публика России хорошо знала его автобиографическую повесть «Вавилонское столпотворение» и многочисленные рассказы, как напечатанные в периодических изданиях, так и выходившие отдельными сборниками.

Широко известны были и его драматические произведения. Например, пьеса «Весенний поток», много и бурно обсуждавшаяся в прессе, нравилась и столичным, и провинциальным зрителям. О мелодраме «Мечта любви» премьер Александринского театра Николай Николаевич Ходотов вспоминал, что она обошла провинцию и стала излюбленной гастрольной вещью многих артистов.

Комедия Косоротова «Божий цветник», посвященная взаимоотношениям, царившим в богемных кругах, была представлена на сцене Александринского театра с Николаем Николаевичем Ходотовым и Марией Гавриловной Савиной в главных ролях.
Слава пришла к герою пьесы художнику Василию Рощину, в исполнении Н. Н. Ходотова, в то время, когда мечта о ней почти растаяла. Много лет переживая нужду, одиночество, презрение более успешных собратьев по цеху, он, как сам считал, создавал новое направление в искусстве. Единственным человеком, верившим в успех Рощина и поддерживавшим его все эти годы, была простая девушка по имени Зоя — Л. В. Селиванова.

Именно ей однажды приснился чудный сон, в котором все мужчины представали прекрасными цветами, а женщины — очаровательными бабочками. Конечно же, присутствовал в этом сне и ее Васенька. Только привиделся он девушке вместе с двумя бабочками — одна из них была похожа на Зою, а вторая, роскошная, была ей не известна.

Сон, рассказанный Зоей Василию Рощину, вдохновил его на создание большого полотна. На очередной выставке картина произвела фурор. Все присутствующие обратили внимание на сходство одной из бабочек, прильнувшей к напоминающему Рощина цветку, с местной знаменитостью, богатой и надменной Надеждой Боровицкой — М. Г. Савиной. Толпа ожидала, что взбалмошная дама устроит самонадеянному художнику скандал. Боровицкая же, увидев талантливо написанную картину, поняла, что, будучи запечатленной на холсте, обречена на вечность.

Титульный лист комедии «Божий цветник» с цензорскими пометками. Из фондов СПбГТБ


Н. Н. Ходотов в роли художника Василия Рощина.

Еще недавно Василий Рощин был одиночкой-отшельником, а теперь оказался в центре пристального внимания общества. Более всего его смущало нескрываемое расположение Боровицкой. Он считал себя неровней этой шикарной женщине. Давнишний знакомый Василия Рощина, по фамилии Торба (С. И. Яковлев), всячески старался сблизить художника с богатой дамой — ведь гениальный художник Рощин и состоятельная меценатка Боровицкая, соединившись, смогут сделать немало полезного для творческой жизни России.

Забыв о Зое, Василий женится на Боровицкой. Надеясь победить академическую рутину и возродить художественную жизнь в стране, он открывает журнал «Божий цветник» и школу. К сожалению, вскоре Рощин начал замечать, что в журнале и школе поиски новых талантов и помощь им ушли на второй план, а силу и авторитет стала приобретать самодовольная посредственность.

После долгих колебаний и мучительных размышлений Василий Рощин решил покинуть журнал «Божий цветник», который вскоре после ухода гения моментально превратился в заведение искусственных цветов.

Александр Кугель, комментируя драматическое произведение Косоротова в журнале «Театр и искусство», писал: «В пьесе много сильных, местами талантливых сцен, с несомненностью свидетельствующих о литературном даровании автора».*
Кугель А. Театральные заметки // Театр и искусство. 1905. № 50 (18 дек.) С. 781-782.
Но в итоге критик резюмировал, что пьеса, к сожалению, пришлась не ко времени. Пребывавшая в революционном угаре публика требовала иного искусства…
А. А. Санин в роли Мурова. Рисунок М. Слепяна.
Хулиган, расцветший в «Божьем цветнике». Шарж Арса (К. А. Михайлова).
С. И. Яковлев в роли Торбы. Рисунок М. Слепяна.
Русская драма // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1905–1906. Санкт-Петербург, 1907. С. 33-43.
Боглачева И. А. Современник Чехова Александр Иванович Косоротов. Обзор жизни и творчества // А. П. Чехов и литературно-театральная жизнь Петербурга конца XIX — начала XX в. : Материалы I научной конференции 1–2 ноября 2017 : [Электронный ресурс] / С.-Петерб. гос. Театр. б-ка. — Санкт-Петербург, 2020. С. 30–52. — Электронные текстовые данные.