премьера спектакля «кручина»
30 ноября
1882 г.
30 ноября 1882 на сцене Александринского театра состоялась премьера спектакля «Кручина» — драмы в 5 действиях Ипполита Васильевича Шпажинского.
В центре действия — отставной чиновник средних лет Фортунат Недыхляев, мечтавший насладиться после многолетних трудов тихим семейным счастьем в окружении детей. Он пару месяцев как женился на молодой Маничке (Марии Ильиничне), уехал из Москвы в глухой губернский город, купил дом.

Все рушится, когда он узнает об изменах своей горячо любимой жены с молодым человеком Павлом Рубежниковым, который к тому же оказывается воспитанником старого доброго приятеля Недыхляева, почтамтского чиновника Прохора Авдеевича Ревякина. Ревякин, возмутившись ухаживанием своего воспитанника за Недыхляевой, выгоняет его от себя, но вскоре потом возвращает, под влиянием сильного волнения, вызванного в нем приходом больной и исстрадавшейся Поленьки, другой своей воспитанницы, которую бросил соблазнивший ее офицер.

Истинным украшением пьесы является сестра Недыхляева — Таиса Ефимовна. Образованная, тонкая, ироничная, она вынуждена жить приживалкой у брата и ладить с его новоиспеченной женой, по расчету вышедшей замуж за Недыхляева, и готовой прятать своих любовников за ширмой.

Драматург И. В. Шпажинский. Шарж.

«Пьеса разыгрывается вообще хорошо, хотя, в сущности, построена главным образом на двух весьма благодарных для актеров ролях — Недыхляева и Ревякина. Обе эти роли очень удачно исполняются гг. Давыдовым и Чарским».*

Летопись искусств, театра и музыки // Всемирная иллюстрация. 1882. Т. 28. № 25 (727) (11 дек.) С. 427.
Н. В. Давыдов, исполнитель роли Недыхляева. 1880-е гг. Из фондов Музея-заповедника П. И. Чайковского.
В. В. Чарский. Из фондов Александринского театра.

Владимир Васильевич Чарский прослужил в Александринском театре только один 1882 год. Будучи человеком с университетским образованием, в свои роли он вкладывал много труда и знания. Для Владимира Николаевича Давыдова 1882-й был вторым годом службы в этом театре. Критики восхищались его умением полно, живо, реально передать капризный и сложный образ Недыхляева, держать зрителей в напряженном внимании.