Премьера спектакля
«Конец Криворыльска»
2 декабря
1926 г.
2 декабря 1926 года в Петроградском театре драмы (Актеатре) состоялась премьера спектакля «Конец Криворыльска» по пьесе Б. С. Ромашова. Это была первая пьеса на современную тему, поставленная на бывшей Императорской сцене.

Портрет Б. С. Ромашова. 1949 г. Художник А. П. Волошин. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Отношение к молодой советской драматургии раскололо театр на её сторонников и противников. Среди последних был управляющий театром Ю. М. Юрьев. Незадолго до премьеры он заявил, что «эту агитку» на сцену не пустит. Позже по распоряжению Юрьева один из его заместителей садился рядом с кассиром и, любезно улыбаясь, говорил: «Не покупайте билетов на этот спектакль, это плохая и неинтересная пьеса»*.

В самом деле, критики отнеслись к сатирической мелодраме Ромашова скептически. Пьеса рассказывала о борьбе молодого поколения комсомольцев с пережитками старой мещанской жизни и современными негативными явлениями в затхлом городке Криворыльске. Удачно подмеченные детали провинциального быта, яркие словечки сочетались с нагромождением событий: были и бескомпромиссные споры о новом коммунистическом быте, и откровенные диалоги о свободной любви, нэпманы, разного рода «бывшие», чинуши-бюрократы, и контрреволюция, и шпионаж, и мелодраматическое убийство... Конечно, не обошлось без шпиона-вредителя и без образа мужественного большевика-военкома. В конце победу нового над старым символически обозначало переименование Криворыльска в Ленинск.
Но режиссёр Н. В. Петров и художник Н. П. Акимов сократили текст и перекомпоновали сцены, а режиссёрская выдумка, сценографическая изобретательность и мастерство артистов сгладили провалы пьесы. «Нам удалось установить принцип разрешения спектакля, без расхолаживающего опускания занавеса между картинами. В основу положен принцип механизированных частей сцены и декораций», — писал об остроумном сценографическом новшестве режиссер спектакля.*
Петров Н. Криворыльск // Рабочий и театр. 1926. №48 (30 нояб.). С. 8.
Петров Н. В. 50 и 500. Москва: ВТО, 1960. С. 256.
Зарисовка сцены из спектакля. Художник Э. О. Визель. Из фондов СПбГМТМИ.
Чрезвычайный интерес вызвал актер И. Н. Певцов, вылепив из плоской роли бывшего врангелевца Севастьянова образ «человека, потерявшего человеческую сущность»*.
В. «Конец Криворыльска» : В б. Александринском театре // Красная панорама. 1926. № 51 : 3 фот.
Портрет И. Н. Певцова в роли Севастьянова. Художник О. А. Пчельникова. Из фондов СПбГМТМИ.
И. Н. Певцов в роли Савостьянова. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Портрет И. Н. Певцова в роли Севастьянова. Художник Н. П. Акимов. Из фондов СПбГМТМИ.

Портрет И. Н. Певцова в роли Севастьянова. Художник О. А. Пчельникова. Из фондов СПбГМТМИ.

«Он построил почти классический по скупой значительности жеста и слова образ негодяя, образ опустошённого человека».* «Актер исключительной чуткости и из роли мелодраматического мерзавца сумел сделать образ "мертвой жизни" человека, все потерявшего, во все изверившегося, страшного в своем все отрицании негодяя».* Критики считали, что эта роль стала одной из «лучших актерских созданий за последние годы».*

Глубоко симпатичный своей человечностью портрет комсомолки создала Н. С. Рашевская. «Именно Рашевская, в значительной степени обеспечивает успех спектакля: ее появление на сцене и уход неизменно сопровождаются положительной реакцией зрительного зала. Это тем более важно, что до сих пор комсомольцы показывались на сцене либо ходульными героями, либо в окарикатуренном виде».*

Молодой актер Н. К. Симонов мощно сыграл коммуниста Мехоношева. Тёплые, простые ноты нашёл для образа старика-еврея Я. О. Малютин.

Спектакль вызвал огромный интерес и прилив энтузиазма, о чём говорили заглавия в прессе: «Первая победа», «Торжество театра», «Акдрама на новом пути», «Вперёд и выше».
Пиотровский А. И. «Конец Криворыльска». (Премьера в Ак.-драме) // Красная газета. 1926. 3 дек. : веч. вып.
Мазинг Б. «Конец Криворыльска» : (Театр академической драмы) // Красная газета. 1926. 4 дек. : утр. вып.
Е. П. Карякина в роли Корзинкиной. Из фондов Александринского театра.
Эскиз костюма Корзинкиной. Художник Н. П. Акимов. Из фондов СПбГМТМИ.
Б. Е. Жуковский в роли Председателя суда. Из фондов Александринского театра.
Эскиз костюма Председатель суда. Художник Н. П. Акимов. Из фондов СПбГМТМИ.
Портрет Н. С. Рашевской в роли Розы Бергман. Художник О. А. Пчельникова. Из фондов СПбГМТМИ.
Н. С. Рашевская в роли Розы Бергман. Из фондов Александринского театра.
Н. К. Симонов в роли Мехоношева. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Мехоношева. Художник Н. П. Акимов. Из фондов СПбГМТМИ.

Плакат спектакля «Конец Криворыльска» Театра им. Ленсовета. 1957 г. Художник Б. М. Эрбштейн. Из фондов Сахаровского центра.

В редакцию «Смены» писали с просьбой устроить выездные спектакли, так как рядовым комсомольцам билеты в Акдраму были не по карману (более-менее приличное место стоило 1 рубль 75 копеек плюс 10 копеек за гардероб).

Пьеса Ромашова стала событием и вслед за этим шла сразу в нескольких театрах СССР, однако успех Акдрамы остался непревзойдённым.

Популярность комедии оказалась скоротечна: слишком поверхностной была её острота. Вскоре «Конец Криворыльска» был забыт (лишь к 40-летию Октября пьесу поставили в Театре им. Ленсовета). Но сам Криворыльск, переименованный по инициативе комсомольцев в Ленинск, остался в народной памяти, превратившись в символ тоскливого идиотизма и убожества.

Анекдот советской эпохи:
Диктор ТВ сообщает: «В Криворыльске введена в строй электростанция, прорыт канал, спущен на воду атомоход...».
Иванов удивляется: «Неделю назад был в командировке в Криворыльске, ничего не видел».
Диктор отвечает: «Иванов, хватит шляться по командировкам, лучше газеты читайте!».
Александринский театр. 1926 г.: Папка газетных вырезок