Премьера спектакля
«элегия»
3 декабря
1975 г.
3 декабря 1975 года на сцене Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля «Элегия» об истории взаимоотношений Ивана Сергеевича Тургенева и актрисы Александринского театра Марии Гавриловны Савиной. Режиссер Илья Саулович Ольшвангер, художники Даниил Данилович Лидер (сценография) и Мария Геннадьевна Мичурина (костюмы). Музыкальное сопровождение подобрано из произведений Сергея Васильевича Рахманинова.
Д. Д. Лидер. Из фондов Александринского театра.
П. И. Павловский. Из фондов Александринского театра.
И. С. Ольшвангер. Из фондов Александринского театра.
М. Г. Мичурина. Из фондов Александринского театра.

Программа спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.

Основой документальной пьесы Павла Исааковича Павловского «Элегия», написанной в 1968 году, послужили письма писателя к актрисе и воспоминания Савиной о встречах с Тургеневым.

Действие начинается с 1879 года, когда Тургенев после длительного отсутствия на родине приехал в Петербург. Здесь он посетил спектакль Александринского театра «Месяц в деревне», где роль Верочки блестяще исполнила Савина. Писатель был потрясен игрой молодой актрисы в его пьесе. С этого момента и началось их знакомство, длившееся до конца жизни Тургенева.

«После третьего действия (сцена Верочки с Натальей Петровной) Иван Сергеевич пришел ко мне в уборную, взял за обе руки, подвел к газовому рожку, пристально, как будто в первый раз видя меня, стал рассматривать мое лицо и сказал: "Верочка... я даже не обращал на нее внимания, когда писал... Все дело в Наталье Петровне... Вы живая Верочка... Какой у вас большой талант!"»*
Савина М. Г. Из воспоминаний М. Г. Савиой: Мое знакомство с Тургеневым // Обозрение театров. 1906. 17 дек. (№34). С. 6.
В. В. Панина в роли Марии Гавриловны Савиной. Из фондов Александринского театра.
Портрет М. Г. Савиной. Художник К. Е. Маковский.
Портрет И. С. Тургенева. Художник В. Г. Перов.
Б. А. Фрейндлих в роли Ивана Сергеевича Тургенева. Из фондов Александринского театра.
Роль Тургенева исполнил народный артист Бруно Артуровича Фрейндлих, роль Савиной — молодая актриса Валентина Викторовна Панина, которая восприняла это как фантастику, настоящий подарок судьбы. В своих воспоминаниях «Как рождалась "Элегия"» В. Панина пишет о премьерных переживаниях: «после показа спектакля худсовету нам сказали, что эта камерная история никому не нужна: тихо, не видно, не слышно, нет молодого положительного героя. Нас буквально спас клуб театралов "Электросилы", который вела Нина Рабинянц. После спектакля молодые ребята вдруг заявили, что он очень актуален и нужен молодежи, потому что становится понятным, какое это счастье — любовь и как печально, что мы теряем эту сказку. Спектаклю разрешили жить...».*

Сценограф Д. Лидер, любивший сцену и относившийся к ней, по его словам, «как музыкант к своей скрипке или дирижер к своему оркестру», сумел создать атмосферу грусти, печали, одиночества и любви через максимально открытое, распахнутое пространство сцены — вплоть до машинерии, усыпанное белыми бумажными цветами. В статьях театральных критиков дан прекрасный анализ спектакля, его сценографии, тонкой игры актеров.

Сцена из спектакля. Из фондов Александринского театра.

Панина В. Как рождалась «Элегия» // Арс: Российский журнал искусств. 1995. № 1. С. 97-98.
Эскиз костюма Тургенева. Художник М. Г. Мичурина. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Фрейндлих в роли Ивана Сергеевича Тургенева. Из фондов Александринского театра.
В. В. Панина в роли Марии Гавриловны Савиной. Из фондов Александринского театра.
Эскиз костюма Савиной. Художник М. Г. Мичурина. Из фондов Александринского театра.
После смерти режиссера И. С. Ольшвангера в 1979 году всю заботу о художественном состоянии спектакля взял на себя Б. Фрейндлих. Тургенев был одной из его любимых ролей, в паре с Паниной они играли этот спектакль в течение 23-х лет и неизменно погружали зрителей в атмосферу благородных чувств двух больших творцов.