Премьера спектакля
«Обольщенный»
2 февраля
1786 г.
2 февраля 1786 года состоялась премьера комедии «Обольщенный», написанной Екатериной II.

Портрет Екатерины II в дорожном костюме. Неизвестный художник. Из фондов Музея-заповедника «Царицыно».

Российская императрица в своей государственной деятельности не забывала и о высоком искусстве. Выступая как незаурядный драматург, государыня стремилась своими комедиями «поднять национальный театр», нуждавшийся в русских произведениях.

«Она прекрасно понимала значение искусства, литературы и особенно театра в формировании общественного мнения, в воспитании всех слоев общества, в том числе широких народных масс, и уделяла ему достаточное внимание».* Именно ей принадлежит известное изречение: «Театр — школа народная. Я главный учитель в этой школе и за нравы народа — мой первый ответ Богу»*.

Считая развитие русского театра одной из важнейших задач просветительской деятельности, великая императрица в 1766 году создала структуру самостоятельной дирекции придворных театров.

Особняком в творчестве Екатерины II стоят пьесы, изобличающие «столь вредоносное для любого пытливого ума», по её мнению, масонство.
Старикова Л. М. Театр в эпоху Екатерины Великой // История русского драматического театра: От его истока до середины XX века. Москва, 2019. С. 53.
Цит по: Старикова Л. М. Театр в эпоху Екатерины Великой // История русского драматического театра: От его истока до середины XX века. Москва, 2019. С. 53.

Посвящение в масоны. Гравюра неизвестного автора.

Комедия «Обольщенный» была написана в 1785 году и сначала представлена на сцене Эрмитажного театра, а вскоре постановку осуществили и в публичном театре.

В пьесе пародируется склонность масонов к увлечению эзотерическими учениями и их философствование, насыщенное малопонятными для непосвященных рассуждениями, а также сложной системой метафор и символов.

Действие пьесы происходит в доме дворян Радотовых. Причиной всех бед оказывается Протолк, якобы мудрец и волшебник, втершийся в доверие к Радотову обещаниями духовного просветления. Лейтмотивом «Обольщенного» оказывается тема наваждения, овладевающая персонажами пьесы.

Образ масонства существенно отличается от того, который имел хождение раньше. Екатерина видела в масонах, прежде всего, хитроумных мошенников, выманивающих деньги у состоятельных глупцов. В таком взгляде на орден императрица была не одинока, однако столь неблаговидно он представлен, главным образом, именно в её сочинениях.

Екатерина II очень дорожила этой пьесой, немецкие переводы дарила и даже рассылала знакомым иностранцам.

Из фондов СПбГТБ

В Санкт-Петербурге спектакль и пьеса имели блистательный успех: в дни представления «Обольщенного» и Эрмитажный, и Петербургский публичный театр были заполнены.
Екатерина II Комедия Обольщенный: [комедия в 5 действиях]. Вторым тиснением. В Санктпетербурге : При Имераторской Академии наук, 1786 года. 88 с.

ольга Иосифовна преображенская
2 февраля
1871 г.
2 февраля 1871 года родилась выдающаяся русская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, замечательный педагог— Ольга Иосифовна (Осиповна) Преображенская.
О выступлениях Преображенской рецензенты писали: блистательно протанцевала, имела громадный успех, выступление артистки хотелось бы смотреть без конца. Её называли исключительно классической танцовщицей, художницей, доставляющей настоящее эстетическое наслаждение, легкой и воздушной балериной.

А ведь юную Преображенскую не сразу приняли в Театральное училище, педагоги Л. И. Иванов, М. И. Петипа и Х. П. Иогансон считали её заурядной ученицей. Только постоянное совершенствование исполнительского мастерства, сильный характер и целеустремленность помогли добиться артистке высокого уровня техники, которая сочеталась с мягкостью движений и музыкальностью.

Позже Ольга Иосифовна писала: «Надо чего-нибудь сильно и страстно желать, и всегда этого достигнешь»*.

Талант Преображенской раскрылся в балетах лирико-комедийного жанра. Исполнение партий Бабочки в балете «Капризы бабочки», Терезы в «Привале кавалерии», Сванильды в «Коппелии», главной партии в балете «Жизель» вызывало восторженные отзывы критиков.

О. И. Преображенская. 1931 г.

О. И. Преображенская в партии Жизели и Н. Г. Легат в партии Альберта в балете «Жизель» Мариинского театра. 1899 г. Из фондов СПбГМТМИ.
О. И. Преображенская в партии Лизы и Н. Г. Легат в партии Колена в балете «Тщетная предосторожность» Мариинского театра. 1894 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
О. И. Преображенская в партии Сванильды в балете «Коппелия» Мариинского театра. 1894 г.
О. И. Преображенская в партии Бабочки в балете «Капризы бабочки» Мариинского театра. 1889 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Преображенская О. За двадцать лет. Моя автобиография // Петербургская газета. 1909. 29 нояб. (№328). С. 10.


О. И. Преображенская в партии Раймонды в одноименном балете Мариинского театра. 1898 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Вершиной ее творчества называли партию Раймонды из одноименного балета А. К. Глазунова. В одной из рецензий автор, сравнивая выступление Преображенской и первой исполнительницы этой партии П. Леньяни, в изяществе и грациозности танцев отдавал предпочтение Ольге Иосифовне.

Известный критик А. Я. Левинсон писал: «Роль Раймонды — самая отточенная грань творчества О. О. Преображенской… Она умеет труднейшим сочетаниям придать наивный и непринужденный задор резвой забавы. Эта легкая припрыжка на скрещенных носках, непостижимо ритмичная и виртуозная, воспринимается, как веселая шалость… Танцы О. О. Преображенской — незабываемое зрелище»!*

Преображенская блистала в лучших постановках М. И. Петипа, где от артистки требовалась музыкальность и высокоразвитая техника. Она стала первой и лучшей исполнительницей прелюда, сочиненного специально для нее, в балете «Шопениана» М. М. Фокина.
Одним из партнеров Ольги Иосифовны был Николай Густавович Легат — яркий, энергичный и артистичный танцовщик. В 1903 году он вместе со своим братом Сергеем Легатом поставил балет Й. Байера «Фея кукол», в котором Преображенская исполнила партию Куклы Бебе. Постановка имела оглушительный успех у зрителей.

О. И. Преображенская и братья С. Г. и Н. Г. Легаты в балете «Фея кукол» Мариинского театра. 1903 г.
О. И. Преображенская и братья С. Г. и Н. Г. Легаты в балете «Фея кукол» Мариинского театра. 1903 г.

Левинсон А. О. О. Преображенская / Андрей Л-нъ // Русский балет: четыре балерины Императорского Мариинского театра: А. П. Павлова, М. Ф. Кшесинская, О. О. Преображенская, Т. П. Карсавина: альбом. Петроград, 1913. (Альбом Солнца России № 1). С. 11

Удивительной артисткой восхищались в России и за рубежом. Артистическая и педагогическая деятельность Преображенской — это целая страница в истории русского балетного театра.

В архиве нашей библиотеки хранится черновик «Приветственного адреса балерине О. О. Преображенской, по поводу 20-летия ее сценической деятельности», сочиненный известным балетным критиком В. Я. Светловым, в котором написаны следующие слова:

«Каждая Ваша роль — отдельная жемчужина. И этих жемчужин накопилось столько, что из них легко составить ожерелье истиной славы. Вы приобрели его ценою таланта и неустанного самосовершенствования, оно дороже всех материальных камней и жемчугов. Вся Ваша жизнь соткана из мелодии, пластики и ритма, и вот почему Вы были и останетесь истинным поэтом хореографии».*

О. И. Преображенская. Шарж Н. Г. и С. Г. Легатов.

СПбТБ. ОРИРК. Ф. 3. Оп. Р3. Ед. хр. 508

Волынский А. Л. Статьи о балете : [очерки, эссе]. Санкт-Петербург, 2002. 398 с.

О. О. Преображенская // Ежегодник Императорских театров. 1914. Вып. 7. (Юбилеи). С. 149.