Премьера комической оперы
«Мельник - колдун, обманщик и сват»
3 февраля
1781 г.
3 февраля 1781 года впервые на сцене Вольного Российского театра Книппера была представлена пасторальная комическая опера по пьесе Александра Онисимовича Аблесимова «Мельник — колдун, обманщик и сват» на музыку Михаила Матвеевича Соколовского.

Портрет А. О. Аблесимова. Неизвестный художник.

Когда Аблесимов показал пьесу обер-полицмейстеру Николаю Петровичу Архарову, тот сказал: «Спеши брат, писать медленно, публика дело великое, боюсь я за тебя». На что Аблесимов ответил: «Нет, мой „Мельник“ не умрет», и его предсказание сбылось. Оперу ожидала долгая сценическая жизнь, но сам автор умер в крайней бедности, оставив после себя один ветхий стол.

Текст, написанный автором еще в 1772 г., впервые был представлен лишь 20 января 1779 года в Москве на сцене Знаменского оперного дома графа Р. И. Воронцова.

«Сия пьеса столь возбудила внимание от публики, что много раз с ряду была играна, и завсегда театр наполнялся... Едва ли не первая русская опера имела столь восхитившихся спектатеров* и плескания*», — писали о пьесе и её постановке в «Драмматическом словаре».*

Не удивительно, что столь популярная русская опера вскоре была показана в столице, и что именно она стала первым пробным спектаклем, показанном в недостроенном полностью еще Эрмитажном театре 16 ноября 1785 года.

зрителей

аплодисменты

Драмматический словарь, или показания по алфавиту всех Российских театральных сочинений и переводов, с означением имен известных сочинителей, переводчиков и слагателей музыки, которые когда были представлены на театрах, и где и в которое время напечатаны. В пользу любящих театральные представления : словарь. Точное воспроизведение изд. 1787 г. Санкт-Петербург, 1880. С. 78.

В пьесе в шутливой форме высмеивалась вера в колдунов. Главное действующее лицо — мельник Фаддей, человек хитрый, пользующийся суеверием односельчан, чтобы дурачить их.

Действие оперы происходит в деревне, а персонажами оказываются зажиточные «поселяне». Однодворец* Филимон любит Анюту, дочь крестьян Анкудина и Фетиньи. Влюбленные мечтают пожениться, но браку противится мать Анюты — рождённая во дворянстве, выданная замуж за крестьянина и не желающая крестьянской доли для своей дочери. Отец невесты, напротив, желает, чтобы его зятем стал крестьянин. Недалеко от этой деревни стоит мельница, на которой и живет плутоватый мельник Фаддей. Многие в деревне считают его колдуном, так как по народным поверьям «мельница без колдуна стоять не может, и уж де мельник всякий не прост, они де знаются с домовыми»*. Считалось, что домовые и прочая нечистая сила вертят жернова на мельнице, помогая молоть муку. Аблесимов строит интригу таким образом, что именно Фаддей берёт на себя роль свата и убеждает родителей невесты не противиться выбору молодых. Всё заканчивается благополучно для влюбленных.

«Это очень живая и веселая пьеса с отличным, живым, народным диалогом и прелестными, настоящими народными песнями. Совершенно свободная от социальных и моральных забот, полная непринужденного и чисто русского веселья, пьеса Аблесимова принадлежит к серии литературных шедевров XVIII века», — считал известный литературовед Д. П. Святополк-Мирский*.

Из фондов СПбГТБ

Однодворцами называли особое сословие, обладавшее рядом дворянских прав, но платившее подушный налог. Филимон — дворянин, который сам пашет землю.

Аблесимов А. О. Мельник, колдун, обманщик и сват : комическая опера в трех действиях. Москва, 1782 года. С. 4.

Мирский Д. С. Драма // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. London, 1992. С. 92.


Портрет А. М. Крутицкого. Неизвестный художник.

Для актера и певца Антона Михайловича Крутицкого роль Мельника стала первой крупной работой: он сразу обратил на себя внимание и снискал расположение публики. Один вельможа, восхищенный игрой актера, бросил на сцену кошелек с золотом и приколотой запиской «Мельнику». Сама императрица Екатерина II однажды «велела Крутицкому явиться в царскую ложу в костюме мельника, осыпала его похвалами и подарила ему часы».* И хотя впоследствии Крутицкий блистал в ролях Гарпагона в «Скупом» и Журдена в «Мещанине во дворянстве» Ж.#nbsp-Б. Мольера, Цыфиркина в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, но именно образ хитрого Мельника стал коронным в репертуаре артиста.

В 1781 году опера была представлена в Петербурге 27 раз, что для своего времени говорило об огромном успехе представления. Для сравнения, комедию «Недоросль» в первый год сыграли всего 8 раз, что сам Д. И. Фонвизин считал успехом.

Опера, при каждом своем представлении, собирающая полные залы, вызывала восторг не только у соотечественников, но и, как свидетельствовал «Драмматический словарь», «и иностранцы любопытствовали довольно».

Ежегодник Императорских театров. Сезон 1897/1898 гг. Приложение кн. 3, стр. 44

Аблесимов А. О.Мельник, колдун, обманщик и сват : комическая опера в трех действиях. Москва, 1782 года. 56 с.


Открытие заново Большого (Каменного) театра
3 февраля
1818 г.
3 февраля 1818 года после реставрации был открыт Большой Каменный театр. Построенное в конце XVIII веке, здание театра было переделано еще в 1802 году, но в ночь на 1 января 1811 года сгорело от неисправности печей.
Общий план заново отстроенного театра (архитектор А. К. Модюи и И. И. Гольберг) был сохранен, но изменились пропорции и детали, отчего здание утратило свою классическую строгость¸ внешне сделалось тяжелым, его называли «комодом». Зрительный зал стал еще вместительнее и поражал позолотой. Голубой цвет обивки заменил теплые малиновые тона. Театр был расписан художником Д.- Б. Скотти.

Большой (Каменный) театр (вид зимой). Гравюра 1-й четверти 19 века работы Ф. Дюбуа по оригиналу Курвуазье


Театральный занавес Александровского времени

(с акварельного рисунка из собрания Ю. Э. Озаровского).

Возможно, занавес Большого Каменного театра

работы Паоло Гонзаго под руководством Пьетро Гонзаго

Автором занавеса с изображением временных Нарвских ворот Санкт-Петербурга, построенных по проекту архитектора Д. Кваренги по случаю возвращения российских войск из Франции в 1814 году, стал декоратор А. Каноппи. Позже, в 1824 году, Гонзаго младшим (Паоло Гонзаго) под руководством отца Пьетро Гонзаго был создан второй занавес, на котором изображен античный храм, в глубине которого возвышалась статуя. В таком виде застал театр А. С. Пушкин, который писал в романе «Евгений Онегин»:
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой;
Там и Дидло венчался славой;
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.
3 февраля 1818 года в Большом Каменном театре был представлен пролог А. Шелера в одном действии «Аполлон и Паллада на Севере» с хорами и балетами, музыка композитора К. Кавоса. «Представленный пролог не имел никакого успеха и сопровожден был шиканьем»*
Постановка балетов Ш. Дидло, декорации А. Мартынова, костюмы К. Бабини. Апполон — Самойлов, Паллада — Семенова большая (Семенова Е. С.), Меркурий — Г. Ф. Климовский, Эвтерпа — Е. С. Сандунова.

Большой театр. Зрительный зал. Художник С. Ф. Галактионов

Арапов П. Н. Летопись русского театра. Санкт-Петербург, 1861. С. 262


Зрительный зал Большого театра. Художник П. П. Свиньин

Балет «Земфир и Флора», также в постановке Ш. Дидло, следовавший за прологом, восхитил зрителей (декорации А. Кондратьева, машинерия А. Тибо). Сцена из балета запечатлена на гравюре С. Галактионова, изображающей зал театра в момент его открытия. Среди исполнителей: Антонин — Зефир, А. Лихутина — Флора, А. Осипова — Еригона, Е. Колосова — Венера.
Подробнее об открытии театра читайте: Тарановская М. З. Архитектура театров Ленинграда. Ленинград, 1988. С. 76−77.