евгений Петрович Пономарев

4 февраля
1852 г.
4 февраля 1852 родился театральный художник Евгений Петрович Пономарев.
С 1869 по 1882 Евгений Петрович учился в Петербургской Академии художеств. После ее окончания работал в качестве художника в журнале «Живописное обозрение» и других иллюстрированных периодических изданиях.

Изучив историю костюма, он в 1887 году поступил на службу в дирекцию Петербургских Императорских театров. С этих пор и до самой кончины был заведующим постановками по костюмной части. В его костюмы были одеты персонажи 38 балетов, по его эскизам были сделаны костюмы к 67 операм и 35 драматическим спектаклям.

«По его рисункам были исполнены костюмы для таких драматических произведений как "Горе от ума", "Димитрий Самозванец", "Эдип в Колоне", "Шейлок", "Фауст", "Гамлет" и для целого ряда опер: "Жизнь за Царя", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Дубровский", "Борис Годунов", "Снегурочка", "Царская Невеста", "Пророк" и т. д. Через его руки прошла постановка декорационная и костюмная спектаклей в Мраморном дворце, где ставились трагедии: "Гамлет" и "Смерть Иоанна Грозного". Ранее этого он участвовал в постановке пьес, в так называемых "Измайловских досугах" (1895—1902)».*

Е.  П. Пономарев. Из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.

Эскиз костюма Офицера лейб-гвардии гусарского полка к опере «Евгений Онегин» Мариинского театра.1900 г. Художник Е. П. Пономарев. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Князя Игоря к опере «Князь Игорь» Мариинского театра.1890 г. Художник Е. П. Пономарев. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Половецкого воина к опере «Князь Игорь» Мариинского театра.1890 г. Художник Е. П. Пономарев. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Преображенца к спектаклю «Наталья Борисовна Шереметева » Александринского театра.1898 г. Художник Е. П. Пономарев. Из фондов СПбГТБ.

Е. П. Пономарев [Некролог] // Ежегодник императорских театров. Сезон 1905/1906. Приложение. С. 181.


Император Николай Александрович и императрица Александра Федоровна. Бал в Зимнем дворце 1903 г.

Евгений Петрович занимался историей русского костюма, предполагая представить свой труд в Академию наук на соискание Уваровской премии. Несколько отрывков из этого труда напечатано в разных повременных изданиях того времени.

По его рисункам было сшито много национальных русских костюмов для бала в Зимнем дворце в 1903 году.
«Немало рисунков маскарадных платьев было сделано известным театральным художником Е. П. Пономаревым. По его эскизу костюмерша императорских театров А. Ф. Иващенко сшила костюм «Царицы в Большом наряде» для императрицы Александры Федоровны. <…> Костюм императору Николаю II был также изготовлен по рисунку Е. П. Пономарева костюмером императорских театров И. И. Каффи».*

Во время его работы в театрах ещё не практиковался метод создания единого художественного образа спектакля и над оформлением постановки одновременно трудился целый ряд художников, зачастую представлявших разные стили и направления. Костюмы Е. П. Пономарева отличались тщательной проработкой цветового решения и стремлением к исторической достоверности.

Тарасова Н. И. Последний маскарад империи // Его величество Чиновник : последний директор Императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский, 1860-1924 : [буклет выставки]. Санкт-Петербург, 2015. С. 9–10.

Эскиз костюма Одиллии к балету «Лебединое озеро» Мариинского театра. 1895 г. Художник Е. П. Пономарев. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Царя Берендея к опере «Снегурочка» Мариинского театра.1898 г. Художник Е. П. Пономарев. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Царя Берендея к опере «Снегурочка» Мариинского театра.1898 г. Художник Е. П. Пономарев. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Германа к опере «Пиковая дама» Мариинского театра.1890 г. Художник Е. П. Пономарев. Из фондов СПбГТБ.
В последней четверти 19 века декорации и костюмы стали дополнять хореографию и режиссуру, тем самым «подчиненное» положение художника привело к тесной работе с балетмейстером и правильному воплощению его замысла. Примером такой работы может служить балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро», поставленный М. Петипа и Л. Ивановым на сцене Мариинского театра в 1895 году. «Художник по костюмам Е. П. Пономарев, выполняя задание балетмейстера, одел их [балерин] в простые черные пачки и трико, контрастировавшие с белизной остальных танцовщиц. <...> Традиционные по форме костюмы, привычные элементы декоративной композиции складывались в единый сценический образ».*

В 1890-х годах, с учреждением фотоателье императорских театров, была введена практика фотографирования декораций, мебели и бутафории, а так же созданы специальные альбомы всех имеющихся в распоряжении Дирекции вещей.

«При Монтировочной части Императорских театров было создано специальное отделение, так называемая Монтировочная библиотека (сегодня это собрание входит в коллекцию художественно-постановочного отдела Санкт-Петербургской Театральной библиотеки), где помимо служебных иллюстрированных описей-альбомов, были сосредоточены эскизы декораций и костюмов.

Шарж на Е.  П. Пономарева. Художники С. Г. Легат и Н. Г. Легат. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушиана.

Монтировочная библиотека создавалась попечением художника и библиотекаря Монтировочной части Е. П. Пономарева, который считался большим знатоком стилей различных эпох и истории костюма. <…> Он был отличным специалистом в области театрального костюма. Под его руководством костюмная часть императорских театров существенно обогатилась новыми художественными костюмами, а также был тщательно систематизирован имеющийся гардероб», — пишет в своем исследовании историк театра Александр Анатольевич Чепуров.*
Эскиз костюма Катарины к спектаклю «Укрощение строптивой» Александринского театра.1887 г. Художник Е. П. Пономарев. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Колдуньи к опере «Мефистофель» Мариинского театра.1886 г. Художник Е. П. Пономарев. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Шута герцога к опере «Мефистофель» Мариинского театра.1886 г. Художник Е. П. Пономарев. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Ратмира к опере «Руслан и Людмила» Мариинского театра. Художник Е. П. Пономарев. Из фондов СПбГТБ.

Галкин А. Художники в театре Мариуса Петипа // Русское искусство. 2017. №3. С. 13.

Чепуров А. А. Постановочная система Императорских театров и драматургия А. П. Чехова // Чепуров А. А. Театральный сверхсюжет : Исследования. Статьи. Впечатления : в 2 частях. Ч. 1. Санкт-Петербург, 2020. С. 211-212.