Костюмированный придворный бал в Зимнем дворце

13 февраля
1903 г.
13 февраля 1903 года в Концертном зале Зимнего дворца состоялся Костюмированный бал.
Бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года прошел вечер в Эрмитажном театре со сценами из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Федор Иванович Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Л. Минкуса «Баядерка» и П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой), а 13 февраля непосредственно сам Костюмированный бал. Императрица Мария Федоровна и цесаревич по состоянию здоровья не смогли присутствовать на спектакле и бале 11 февраля, поэтому на 13 февраля был назначен бал в костюмах времен царя Алексея Михайловича.
На бал прибыли члены императорской фамилии, государственные сановники, придворные дамы, лица императорской свиты, представители высшего петербургского общества и дипломатического корпуса. Бал начался полонезом из оперы «Жизнь за царя» в исполнении придворного оркестра, в мундирах трубачей XVII века. Царская семья стояла у дверей Арабской комнаты, а все одетые в исторические костюмы проходили попарно мимо, давая возможность полюбоваться разнообразием и великолепием костюмов, украшенных редкими мехами, бриллиантами и жемчугами. Когда поднялся занавес, на сцене началось второе действие народной музыкальной драмы «Царь Борис». Николай II рассматривал этот маскарад как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми», — записал Николай в своём дневнике.
Мысль устроить бал в старинных русских костюмах принадлежала императрице Александре Федоровне. 29 декабря 1902 года, во время завтрака с императором и императрицей, сын знаменитого поэта В. А. Жуковского, Павел Васильевич, затеял спор с министром Императорского Двора бароном В. Б. Фредериксом о реформах Петра I в области костюма. Фредерикс защищал нововведения Петра, Жуковский доказывал, что национальные русские костюмы намного художественнее придворных мундиров. Императрица всерьез приняла аргументы Жуковского, и один из балов предстоящего сезона решено было сделать костюмированным.

Эскиз маскарадного костюма для Николая II был разработан художником Императорских театров Е. П. Пономаревым и директором Императорского Эрмитажа И. А. Всеволожским. Костюм получил название «Малый царский наряд», сшит из бархата и парчи и дополнен подлинным жезлом царя Алексея Михайловича. Разработать крой и сшить наряд было поручено ведущему костюмеру Императорских театров Ивану Иосифовичу Каффи, которого считали идеальным костюмером. Тем не менее директор Императорских театров В. А. Теляковский неоднократно высказывал мнение, что он жулик. Проверка счетов, поданных после бала, доказала правоту Теляковского. Верхняя часть костюма — шуба из «золотой парчи» — обошлась в 950 рублей и составила самую дорогую часть костюма. При поступлении костюма в Оружейную палату выяснилось, что в кружево был вплетен не жемчуг, как было заявлено, а бисер.
Маскарадный костюм для императрицы назвали «Царица в Большом наряде», взяв этот образ с одной из икон Крестовоздвиженской церкви Московского Кремля. Драгоценные камни на платье и короне царицы были размещены по эскизу художников фирмы Фаберже.


После окончания бала участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга (в снимках «Боассонна и Эгглера», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», и других), которые создали в марте 1903 года одиночные портреты и групповые фотографии участников.
В 1904 был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипии.
В 1911 год на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) были разработаны эскизы для карт «Русский стиль». У некоторых карточных фигур оказались реальные и вполне узнаваемые прототипы. Так, фотография сестры императора Ксении Александровны в костюме боярыни XVII века послужила основой для создания червовой дамы, прототипом бубновой дамы стала графиня и фрейлина Александра Дмитриевна Толстая, а трефовый валет — младший брат царя великий князь Михаил Александрович, в полевом наряде царевича XVII века. Эта карточная колода пережила всех участников костюмированного праздника в Зимнем дворце и дожила до наших дней, карты остались в нашей жизни как красивое напоминание о самом зрелищном бале Российской Империи.

Читайте подробнее:
  • Костюмированный бал 1903 года в Зимнем Дворце: каталог. Санкт-Петербург, 2003.
  • Костюмированный бал в Зимнем дворце: В 2 т. Москва, 2003.
  • Его величество Чиновник: последний директор Императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский, 1860−1924: [буклет выставки]. Санкт-Петербург, 2015.
  • Экштут С. А. С короля — на бал! Прототипы знаменитой карточной колоды «Русский стиль» танцевали на костюмированном балу 1903 года // Родина: Российский исторический иллюстрированный журн. 2016. № 7. С. 48−50.