ида львовна рубинштейн
3 октября
1883 г.
«Увидеть Иду Рубинштейн — это этап в жизни»
- в. А. серов -
3 октября 1883 года в Харькове в семье миллионера, «владельца заводов, газет, пароходов» и банков Леона Рувимовича Рубинштейна и его жены Эрнестины Исааковны родилась дочь Ида.

И. Л. Рубинштейн. 1890-е гг.

Личность Иды Львовны Рубинштейн и поныне вызывает множество вопросов. Ее уникальность одни трактуют как дань моде, яркое проявление эпатажности и, если это применимо к актрисе первой половины XX века, гламурности. Для других, тех кто знал Иду Львовну близко, таких как Лев Бакст, много с ней работавший, талант Иды Рубинштейн был воплощением единства танца, живописи, литературы и музыки.

Отец Иды, Леон Рувимович, «финансировал художников и музыкантов, выделял огромные средства на помощь беднякам, за что и был удостоен звания почетного гражданина Харькова».* С ранних лет, жизнь Иды складывалась так необычно, даже сказочно, что это, несомненно, наложило отпечаток на всю ее судьбу. Рано оставшись сиротой, девочка, после смерти матери в 1888 и отца в 1892 году, получила в наследство огромное состояние и, переехав из родного Харькова в Петербург в семью близких родственников, Ида оказалась в центре столичной жизни.

«Ида Рубинштейн окончила гимназию Таганцевой на Моховой, 27. Как и большинство частных учебных заведений, гимназия не имела собственного здания и располагалась на четвертом этаже доходного дома фарфорозаводчиков Корниловых, украшенного эркерами, башнями и лепниной. Ажурные кованые ворота — такие изящные, что непременно бросятся в глаза — отсекали тенистый двор от суеты и шума Моховой улицы».*
Бутман Д. Еврейская королева русского романса. Санкт-Петербург, 2019. С. 123.
Борзенко В. В. Ида Рубинштейн. Москва, 2019. С. 21.
Получив прекрасное разностороннее образование (она даже занималась драматическим искусством с актерами Императорских театров) сначала в Петербурге, затем в Париже, девушка рано почувствовала влечение к актерской карьере, что вызвало горячий протест у ее родных: на какое-то время ее даже поместили в психиатрическую клинику.

Но характер дал о себе знать и, решение поступить на сцену, лишь укрепилось. Для его осуществления нужна была свобода от опеки родни. И лучшим выходом оказался недолгий брак, о котором Ида Львовна позднее старалась не вспоминать. Положение богатой, свободной женщины дало ей возможность поставить на свои средства спектакль и сыграть в нем главную роль.

«Впервые на театральные подмостки Рубинштейн вышла под псевдонимом. 9 апреля 1904 года в Новом театре состоялась премьера "Антигоны" Софокла в переводе Д. С. Мережковского. Ставил спектакль режиссер Юрий Озаровский, который в те годы работал в Александринском театре и, как педагог, прославился опытами в сфере мелодекламации (проще говоря, на протяжении многих лет выявлял взаимосвязи между словом и интонацией)».*

И. Л. Рубинштейн. 1912 г.

Борзенко В. В. Ида Рубинштейн. Москва, 2019. С. 24.
В это время происходит знакомство Иды с Львом Бакстом, связавшее их на годы. Известный театральный художник и декоратор стразу и навсегда был покорен ее энергией и обаянием. «Это существо мифическое… Как похожа она на тюльпан, дерзкий и ослепительный. Сама гордыня и сеет вокруг себя гордыню».*
Цит по: Вульф В., Чеботарь С. Божественные женщины. Москва, 2017. С. 36.
Ида Рубинштейн в заглавной партии в спектакле «Федра». 1923 г.
Ида Рубинштейн в партии Зобеиды в балете «Шахерезада». 1910 г.
Ида Рубинштейн в роли Саломеи в одноименном спектакле. 1909 г.
Ида Рубинштейн в заглавной роли в спектакле «Жанна д’Арк на костре». 1935 г.
В 1910 году специально для Иды Рубинштейн был поставлен балет «Шехерезада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова. Авторами сценария выступили театральные художники Александр Николаевич Бенуа и Лев Самойлович Бакст. Зобеида, главная героиня балета, в исполнении Иды Рубинштейн не столько танцевала, сколько пластично двигалась, принимая эффектные позы. Но даже ее партнер, гениальный танцовщик Нижинский, исполнивший партию Эбенового раба, «назвал Иду в этой роли совершенно бесподобной».*
Вульф В. Я. Женское лицо России. Москва, 2005. С. 342.
И. Рубинштейн и В. Нижинский в балете «Шахеразада». Художник Жорж Барбье.
Именно этот балет — главное событие «Русских сезонов» Сергея Дягилева 1910 года в Париже — вызвал необычайный интерес к восточной культуре и искусству. В моду вошли яркие краски, шаровары, цветные тюрбаны. Изменилась французская мода, диктующая стиль всей Европе.
Эскиз костюма Елены Спартанской для Иды Рубинштейн к одноименному балету. 1912 г. Художник Л. С. Бакст.
Эскиз костюма Федры для Иды Рубинштейн к одноименному спектаклю. 1923 г. Художник Л. С. Бакст.
Эскиз костюма Федры для Иды Рубинштейн к одноименному спектаклю. 1923 г. Художник Л. С. Бакст.
Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Ночь Клеопатры». 1909 г. Художник Л. С. Бакст.
«В 1912 году Ида предстала в спектакле по поэме Эмиля Верхарна "Елена Спартанская", через год — в пьесе, написанной Габриеле д’Аннунцио "Пизанелла, или Смерть в цветах"*, постановку которой осуществил Вс. Э. Мейерхольд. Балетные и драматические спектакли следовали один за другим. Ида сыграла Маргариту Готье в "Даме с камелиями", Настасью Филипповну в "Идиоте". Игорь Стравинский написал по заказу Рубинштейн "Персефону" и "Поцелуй феи". Равель Морис сочинил для Рубинштейн "Вальс" и "Болеро". Постановку "Болеро" осуществила Бронислава Нижинская. Роль роковой танцовщицы, пляшущей на столе в таверне, стала для Иды наиболее значительной».*

Последний раз Ида вышла на сцену в 1935 году в драматической оратории Онеггера «Жанна д’Арк на костре». Спектакль, воспринятый как антифашистский протест, имел неожиданно шумный успех.

Экзотическая внешность, уверенность в себе, целеустремленность Рубинштейн, вкупе с любознательностью и неисчерпаемой энергией, сочетавшиеся, по воспоминаниям современников, с не самыми выигрышными актерскими возможностями, производили, тем ни менее, на всех неизгладимое впечатление. Станиславский зовет её в свой театр, Сергей Дягилев приглашает к участию в «Русских сезонах» 1909/1910 гг. Среди тех, кто был вовлечен в близкий круг актрисы были Габриеле д’Аннунцио, Вацлав Нижинский, Сара Бернар, Всеволод Мейерхольд, Александр Бенуа, Михаил Фокин, Поль Валери, Андре Жид, Клод Дебюсси, Игорь Стравинский и многие другие, чьи имена вошли в историю мирового искусства.


Ида Рубинштейн. 1917 г. Художник Л. С. Бакст.

Котыхов В. Л. Фуэте, или Все, что вы хотели знать о балете, но боялись спросить. Москва, 2007. С. 45.
«Пизанелла, или Душистая смерть»
Многие художники рисовали загадочную Иду, но самым известным стал образ, созданный Валентином Александровичем Серовым. Он задумал изобразить актрису обнаженной, как даму эпохи Возрождения. Картина, показанная публике на выставке «Мира искусства» в 1911 году, никого не оставила равнодушной. Отзывы зрителей были самые разнообразные: от восторга до отвращения. Так художник гениально отразил в портрете ту необычную, яркую, провокационно-скандальную жизнь, прожитую Идой Рубиншетйн, так восхищавшую и так возмущавшую современников.

Портрет Иды Рубинштейн. 1910 г. Художник В. А. Серов.

Театр и искусство. 1912. № 21. С. 440-442.
Театр и искусство. 1912. № 25. С. 505-507.