Открытие
Мариинского театра
2 октября
1860 г.
2 октября 1860 года оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), представленной в 130-й раз, под управлением главного капельмейстера Русской оперы Константина Николаевича Лядова в Санкт-Петербурге был торжественно открыт Мариинский театр.
В 1847–1848 годах на Театральной площади был построен Театр-цирк. Его возвели на берегу Крюкова канала, перед зданием Большого Каменного театра. Автором проекта стал Альберт Катеринович Кавос, главный архитектор Дирекции петербургских цирков. Кавос построил Театр-цирк с большой круглой ареной, здесь можно было устраивать как спектакли, так и цирковые представления. Несколько лет Театр-цирк был популярен среди петербургских зрителей, в нём проходили выступления акробатов, фокусников и джигитов, но из-за однообразия программ цирк скоро перестал привлекать публику.

Для повышения сборов в его помещении стали ставить драматические спектакли. На арене устраивался временный пол с креслами для зрителей. В 1853 году здесь впервые петербургские зрители познакомились с творчеством А. Н. Островского — увидели спектакль по пьесе «Утро молодого человека» в исполнении актеров Александринского театра. Часто в Театре-цирке выступала немецкая труппа и шли оперные спектакли.

К 1854 году цирковые преставления прекратились, и накладной пол уже не снимался. Зал был переделан и отделан бирюзовым бархатом. Многие пьесы были «обязаны более всего своим успехом превосходным машинам и превращениям»* театрального машиниста Ф. К. Вальца.

Портрет А. К. Кавоса. Художник-литограф Краузольт. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

26 января 1859 года возник грандиозный пожар, от здания остались лишь каменные стены, сводчатые перекрытия коридоров и лестниц.
Театр-цирк. 1850-е гг. Гравюра Д. Гоберта. Из фондов ГМИ Санкт-Петербурга.
Пожар Театра-цирка. Неизвестный художник. Из фондов ГМИ Санкт-Петербурга.
Театрал. Карманная книжка для любителей театра. Санкт-Петербург, 1853. С. 51-54.
Императорский Мариинский театр. 1878 г. Художник М. Н. Рашевский. Из фондов ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Фотография Императорского Мариинского театра до перестройки конца XIX века.

Портрет Марии Александровны. 1857 г. Художник Ф. Винтерхальтер. Из фондов Государственного Эрмитажа.

В 1860 году его восстановили, но уже как театр. Автором проекта реконструкции стал опять А. К. Кавос. Театр был назван Мариинским в честь супруги императора Александра II Марии Александровны.

Архитектором были созданы все удобства для именитых посетителей: царская ложа и ложа министра императорского двора получили самостоятельные парадные вестибюли, фойе и лестницы. В царской ложе была сделана потайная дверь — она вела прямо в гримёрки артистов, чтобы император мог поблагодарить их после выступления.

Великолепие зрительного зала нового театра вызвало восторженные отзывы прессы. Зал насчитывал 1600 мест, а сцена была одной из самых больших в мире и оборудована по последнему слову техники. Так как здание вплотную подошло к Крюкову каналу, это позволило изменить структуру зрительного зала, он удлинился и приобрел подковообразную форму. Ширина сцены и авансцены были увеличены. Новая авансцена оказалась шире, чем в театрах Ла Скала (Милан) и Сан-Карло (Неаполь). «Совершенно римский по линиям и пропорциям Мариинский театр»* занял достойное место среди современных ему западноевропейских театров.
Лукомский Г. К. Старый Петербург. Петроград, 1917. С. 31.
Отделка зала, сохранившаяся без значительных изменений до наших дней, отличается богатством архитектурного декора. Для улучшения акустики потолок был подшит досками. Красный бархат в сочетании с белым цветом барьеров и стен придавали залу праздничный вид. Газовое освещение, в то время редкое, усиливало этот эффект. Люстра была спроектирована Кавосом по образцу популярных в то время английских каскадных люстр «finger-fringe» и изготовлена на средства купца Константина Плеске. Для креплений и подъемных механизмов люстры над плафоном Кавос изначально устроил «Часовую» и «Люстровую» галерею.
Схема зрительного зала Императорского Мариинского театра. Художник К. Кастелли. 1888 г. Из фондов Государственного музея Л. Н. Толстого.
Зрительный зал Императорского Мариинского театра. Фотограф К. Брандель. 1872 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Витые колонны, разорванные фронтоны, лепные украшения в виде женских головок, путти, масок и разнообразных орнаментов, фигуры атлантов, поддерживающих перекрытие портала, кариатиды центральной ложи – все отличалось высоким мастерством и виртуозностью рисунка. Завершал эту пышную композицию плафон «Часы с амурами» с изображениями танцующих девушек и амуров, выполненный Э. Франчиоли по эскизам итальянского художника и профессора живописи К. Дузи. Плафон окружали изображенные в профиль портреты 12 русских драматургов, имитирующие античные камеи и напоминающие о том, что первыми постановками на театральной сцене этого зала были драматические произведения.

На протяжении продолжительного времени театральные занавесы являлись произведениями монументальной живописи. К открытию Мариинского театра два парадных портальных занавеса — с изображением колоннады, обвитой зеленью и с изображением живописных драпировок – исполнил профессор лионской Академии художеств Ж. Журдель, и голубой занавес на сюжет «Триумф римского полководца» создал неаполитанский живописец Рокко.

Для его написания Рокко ездил специально в Рим, чтобы вдохновиться подлинными памятниками античности.

Проект росписи плафона зрительного зала. Художники А. К. Кавос, К. Дузи. 1859 г. Из фондов Музея Российской академии художеств.

.

Художник изобразил торжественный въезд императора Тита, направляющегося на открытие Колизея. Слева он поместил статую волчицы и Колизей. Тит едет на колеснице, сопровождаемой жрецами, весталками, воинами и народом; женщины усыпают его путь цветами, в стороне от толпы ведут в цепях львов. Колонны храма Юпитера и храма мира составляли как бы раму занавеса. Исполненный в соответствии с академическими канонами парадных исторических картин, занавес отразил в то же время реалистическую направленность живописи. Позже, в конце XIX – начале XX веков, этот занавес, обрезанный с боков, использовался в Михайловском театре.
Парадный занавес Императорского Мариинского театра на сюжет «Триумф римского полководца». 1860 г. Художник Рокко.
Эскиз занавеса Императорского Мариинского театра. 1870-е гг. Художник Г. Левот. Из фондов СПбГМТМИ.

План зрительного зала и цены на билеты. 1891 г.

Современники отмечали соответствие театра «всем правилам оптики и акустики».*

В 1970-х годах Мариинский театр пережил капитальный ремонт. Рабочие вскрыли оркестровую яму и обнаружили в ней осколки битого хрусталя. Поскольку находка была похожа на мусор, её сразу же выбросили. Спустя некоторое время эксперты поняли, что хрусталь положили туда не просто так – благодаря осколкам в зале значительно улучшалась акустика.


После открытия в 1860 году на сцене Мариинского театра шли как русские оперы, так и драматические спектакли. Распоряжением министра Двора 1862 года той и другой труппам отводились определенные дни недели.

Предоставлялась сцена и зарубежным гастролерам: Аделаиде Ристори, Эрнесто Росси, Томмазо Сальвини. А с 1886 года, после закрытия Большого Каменного театра, в Мариинский были перенесены все музыкальные представления.
П. В. Мариинский театр // Русское слово. 1860. № 10. Смесь. С.37-39.