премьера спектакля
«причальная мачта»
4 октября
1929 г.
4 октября 1929 года Ленинградский театр драмы показал премьеру спектакля «Причальная мачта».
Поставив пьесу уже довольно известной в то время Ольги Форш, театр стремился удовлетворить запрос на сценическое воплощение современной драматургии, но старания себя не оправдали. Критики единодушно не приняли пьесу и к самому спектаклю отнесли далеко не однозначно. Некоторые рецензенты писали о провале.

Действие пьесы разворачивается за полярным кругом. Ученый Ермилов отправляется в научную экспедицию, во время которой его команде приходится преодолевать немало препятствий – невыносимые погодные условия, голод, предательство взорвавшего льды и уплывшего от места высадки капитана корабля, трусливый побег двух членов экспедиции с украденным компасом, долгое пребывание в истощенном состоянии на дрейфующей льдине.

Приглашение на премьеру на имя Левкия Ивановича Жевержеева. Из фондов СПбГМТМИ.

Но, несмотря на суровые испытания с риском для жизни, Ермилову удается сделать правильные расчеты для установки метеорологической радиостанции и вместе с остальными заложниками льдов добраться до станции «Причальная мачта».

Л. С. Вивьен. Из фондов Александринского театра.

Художник книжной иллюстрации, живописец, график, театральный художник и педагог Петр Иванович Соколов стремился иллюзорно показать просторы Ледовитого океана с айсбергами и ледяными торосами. Чтобы диалоги героев лучше воспринимались зрителем, игровое пространство он переместил ближе к залу за счет увеличения сценической площадки. Однако элементы оформления в целом выглядели довольно фальшиво: «льды были сделаны из жести, проволочной сетки и материи. Но ни то, ни другое, ни третье не создали впечатления ледяного простора, и сцена назойливо напоминала огромную, вскрытую тупым ножом, консервную банку».*

Ощущение, что перед глазами явная, к тому же грубо сделанная бутафория, мешало зрительскому восприятию спектакля. «Приглядишься ближе — и айсберги становятся простынями, подвешенными для просушки, северное сияние упорно напоминает об усилиях осветителя, оркестр среди льдов кажется глупой шуткой, а фонарики на мачте — плохой дачной иллюминацией», — делился своим впечатлением критик.*
Режиссерская работа Леонида Сергеевича Вивьена тоже не получила высоких оценок, так как «свелась к простой "разводке" персонажей».* Постановщику, по мнению очевидцев, не удалось справиться с «определенно провальной пьесой»*, в которой «рассказ о полярной научной экспедиции вышел путанным, тягучим, разностильным, лишенным сколько-нибудь гармоничной композиции».*
Верховский Н. «Причальная мачта»: (Новая постановка Госдрамы) // Красная газета. 1929. 6 окт.: утр. вып.
Мазинг Б. «Причальная мачта» в Гос.драме // Рабочий и театр. 1929. № 41. С. 6.
Мазинг Б. «Причальная мачта» в Гос.драме // Рабочий и театр. 1929. № 41. С. 7.
П. «Причальная мачта»: (Ак. Театр Драмы) // Бытовая газета. 1929. 14 окт.
Не смогли преодолеть слабость драматургического материала и большинство исполнителей.

У Николая Константиновича Симонова (Ермилов), Полины Тимофеевны Митрофановой (Анна Федоровна, невеста Ермилова), Бориса Елисеевича Жуковского (капитан Древс), Михаила Ивановича Вольского (стюард Петрик), по утверждению театроведа, театрального критика и литературоведа Симона Давидовича Дрейдена, были «только отдельные намеки на образ, собирающиеся в отдельных случаях в однообразную гримасу»*.

Технически умело, но, по существу, тривиально строила образ ненки Окки Елена Петровна Карякина, к незамысловатому комикованию прибегал Владимир Иванович Воронов в роли Кока. Удачнее были сыграны роли матросов Товкача и Кошлатого актерами Яковом Осиповичем Малютиным и Валентином Георгиевичем Киселевым, а также эпизодическая роль завхоза станции «Причальная мачта» Дарьи Логовны великолепной актрисой Екатериной Павловной Корчагиной-Александровской.

Спектакль оставлял немало вопросов, главный из которых – как художественный совет театра мог принять к постановке такую спорную во всех отношениях пьесу?

В. И. Воронов в роли кока Ильи Капитоныча. Из фондов Александринского театра.

П. Т. Митрофанова в роли Анны Федоровны. Зарисовка Т. Э. Визель. Из фондов СПбГМТМИ.
Б. Е. Жуковский в роли Капитана Древса. Из фондов Александринского театра.
Б. Е. Жуковский в роли Капитана Древса. Из фондов Александринского театра.
Я. О. Малютин в роли Товкача. Зарисовка Т. Э. Визель. Из фондов СПбГМТМИ.
Дрейден С. «А на утро она вновь улыбалась» // Жизнь искусства. 1929. № 41. С. 6.
Историк западно-европейского театра, театральный критик и педагог Алексей Александрович Гвоздев писал в своей статье «Причины одного провала», что «любой режиссер, работающий современными методами», «отказался бы от постановки данной пьесы без коренной ее переработки». Включение в репертуар Госдрамы «Причальной мачты» свидетельствует, по мнению критика, о том, что «понимание задач и методов режиссуры здесь резко отличается». Театр допускает «простую иллюстрацию пьесы сценическими средствами, в то время как такой чисто иллюстративный метод уже отброшен <…> и заменен творческим подходом режиссера к постановке».* Гвоздев призывал коллектив к радикальному пересмотру творческих установок, к поиску новых художественных приемов и обновлению репертуара.
Гвоздев А. Причины одного провала: Еще о «Причальной мачте» // Рабочий и театр. 1929. № 43. С. 2.
Е. П. Карякина в роли Окки. Зарисовка Т. Э. Визель. Из фондов СПбГМТМИ.
Б. Е. Жуковский в роли Капитана Древса. Из фондов Александринского театра.
Б. Е. Жуковский в роли Капитана Древса. Зарисовка Т. Э. Визель. Из фондов СПбГМТМИ.
Я. О. Малютин в роли Товкача. Зарисовка Т. Э. Визель. Из фондов СПбГМТМИ.
Но все рецензенты отмечали, что театр «мужественно и напряженно, мобилизовав все силы и средства сделал всё возможное и, быть может, даже нечто сверх того, чтобы с наибольший тактом довести пьесу до публики»*. Не смотря на строгую оценку критики, «остроумно задуманная, не лишенная красочных эффектов»* постановка пользовалась успехом у зрителей: спектакль прошел 28 раз.
Ромм С. «Причальная мачта»: (Перемьера в Госдраме) // Смена. 1929. 6 окт.