премьера спектакля
«Мать»
5 октября
1939 г.
5 октября 1939 года в Ленинградском театре им. А. С. Пушкина состоялась премьера драмы К. Чапека «Мать». Режиссером был Лев Сергеевич Рудник, художником — Натан Исаевич Альтман.
«Эпоха, в которую мы живем» — под таким заголовком в 1939 году в «Литературной газете» была опубликована заключительная сцена последней пьесы Карела Чапека «Мать».*

Главная тема в пьесе — это трагедия женщины, потерявшей мужа-офицера и детей: старшего сына-врача, который умер во имя науки, сына-летчика разбившегося, пытаясь поставить новый рекорд, еще двух сыновей, которые погибли во время гражданской войны. И вот теперь началась новая война, и Мать должна отпустить на фронт последнего младшего сына. Проблема, поднятая Чапеком, была очень актуальна, в мире уже шла борьба против фашизма, на фронт уходили все, кто мог воевать.

Первым режиссером, который поставил пьесу, был Карел Достал. Премьера с большим успехом состоялась 12 февраля 1938 года в Сословном театре. И вскоре эта пьеса была поставлена во многих театрах Чехословакии.

Пьеса «Мать» встретила отклик не только у западных читателей и зрителей, но и у людей в нашей стране.

Карел Чапек.

Литературная газета. 1939. 6 янв. С. 1.

Л. С. Рудник. Из фондов Александринского театра.

Рецензенты спектакля Театра им. А. С. Пушкина отмечали, что постановщики полностью справились со всеми сложностями пьесы. Дело в том, что действие разворачивалось «как бы в сознании» главной героини, «в беспокойных ее ощущениях и мыслях, во взволнованной, но ясной памяти».*

Такую сложную в исполнении роль сыграла Наталья Сергеевна Рашевская. Современники отмечали, как тонко и точно актриса воплотила на сцене образ Матери, стареющей женщины, которая потеряла одного за другим своих сыновей.

По словам историка Михаила Васильевича Серебрякова, интонации Рашевской, «мимика, жесты, вся ее игра так правдивы и естественны и так закончены, что этот образ не просто глубоко волнует, а потрясает зрителя».*

Львович С. «Мать»: новая постановка Театра драмы имени Пушкина // Смена. 1939. 11 окт. С. 3.
Серебряков М. «Мать» К. Чапека в Театре драмы имени А. С. Пушкина // Ленинградская правда. 1939. 6 окт.
В. А. Гущин в роли Юрия. Из фондов Александринского театра.
Л. В. Городецкий в роли Корнеля. Из фондов Александринского театра.
Н. С. Рашевская в роли Матери. Из фондов Александринского театра.
Г. И. Соловьев в роли Тони. Из фондов Александринского театра.
После сравнения с другими постановками пьесы на зарубежных и отечественных сценах, С. Цимбал отметил, что на этом спектакле «лежит печать режиссерского вкуса и требовательности», «лаконичной и правдивой» выразительности, а «камерно-психологический характер чапековских диалогов» обязал театр «к безукоризненно точной разработке деталей».*
Цимбал С. «Мать» К. Чапека в Ленинграде // Советское искусство. 1939. 4 нояб.
Эскиз костюма Юрия. Художник Н. И. Альтман. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Корнеля. Художник Н. И. Альтман. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Матери. Художник Н. И. Альтман. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Тони. Художник Н. И. Альтман. Из фондов СПбГМТМИ.
Цимбал С. «Мать» К. Чапека в Ленинграде // Советское искусство. 1939. 4 нояб.
Львович С. «Мать»: новая постановка Театра драмы имени Пушкина // Смена. 1939. 11 окт. С. 3.