БОРИС израилевич анисфельд
14 октября
1887 г.
14 октября 1887 года в городе Бельцы в семье управляющего имением Срула Рувиновича Анисфельда родился  сын Бер.

Автопортрет Б. И. Анисфельда. 1910 г. Из фондов Пермской художественной галереи.

Родители хотели его видеть скрипачом, однако в 1895 году без особой подготовки Бер поступил в Одесскую рисовальную школу, а в 1901-м году без экзаменов был принят в Петербургскую Академию художеств, в класс батальной живописи профессора П. О. Ковалевского, потом недолго обучался в мастерских И. Е. Репина, и, наконец, оказался в мастерской молодого и любимого студентами Д. Н. Кардовского.

Борис Анисфельд был активным участником объединения «Мир искусства» с 1910 года и не пропустил ни одной выставки «мирискуссников».

В 1916 году несколько художников писали портрет Ф. И. Шаляпина в его петербургской квартире. Был среди них и Анисфельд. Художник изобразил великого певца в динамичной манере, с обнаженными руками и иронично-скептическим взглядом, направленным на зрителя сверху вниз.

Свою первую декорационную работу Анисфельд осуществил в сотрудничестве с Вс. Э. Мейерхольдом в спектакле «Свадьба Зобеиды» Г. фон Гофмансталя в 1907 году в Театре В. Ф. Комиссаржевской.
Натюрморт с цветами и черной кошкой. Художник Б. И. Анисфельд. 1923 г.
Портрет Федора Шаляпина. Художник Б. И. Анисфельд. 1916 г. Из частного собрания.
Цветы. Художник Б. И. Анисфельд. 1916 г.
О сценографии постановки можно судить по описанию художника В. К. Коляды, не признавшего спектакль: «В пьесе была одна пейзажная декорация, изображавшая персидский сад, и два интерьера… В декорации было больше оригинальности, чем красоты, сочетание серых тонов деревьев с красными цветами казалось странным… Другие две декорации изображали внутренние комнаты персидского дома… Комната одного акта… выкрашена в ровный синий цвет (без всяких рефлексов и без пятен света на стенах), а другая – в ровный красный цвет. Не были использованы ни ковры, ни фонари Востока».*

Наша современница, критик Галина Титова считает, что описание Коляды «дает представление о модернистской стилистике оформления, вполне отвечающей пьесе, и о функционально осмысленном его использовании в организации сценического действия»*.

Н. Н. Евреинов, упомянув в работе «Художники в Театре В. Ф. Комиссаржевской» о том, что не видел этой постановки, оценил творчество Анисфельда так: «Вообще же полагаю, что Анисфельд, как тонкий, искренний, хотя подчас рассудочно-холодноватый, но неизменно "Божьей милостью" художник, является желанным другом всякого театра, ищущего новых ценностей».*

Автопортрет Б. И. Анисфельда. 1910 г. Из частной коллекции (США).

Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. Москва, 1978. С. 180.
Титова Г. «Свадьба Зобеиды» Г. фон Гофмансталя в постановке В. Э. Мейерхольда: модерн и Восток // Сцена. 2016. № 1. С. 54.
Евреинов Н. Азазел и Адонис. Москва, 2021. С. 323.
В 1909 году Анисфельд принял участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, расписывая декорации по эскизам Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, Н. К. Рериха, А. Я. Головина. Вскоре художник получил заказ на самостоятельную работу для труппы Дягилева – оформление одноактного балета «Подводное царство» на музыку Н. А. Римского-Корсакова к опере «Садко» в хореографии М. М. Фокина. Балет был впервые представлен 6 июня 1911 года в Париже в театре Шатле.
Эскиз декорации к балету «Подводное царство». 1911 г. Художник Б. И. Анисфельд.
Эскиз декорации к балету «Подводное царство». 1911 г. Художник Б. И. Анисфельд.
Для этого небольшого балета потребовалось много ярких костюмов необычных жителей подводного царства: русалок, чудищ, раковин-трубачей, огненных морских коньков и прочих чудес морской фауны. Хореография требовала участия многочисленного и опытного кордебалета. «"Подводное царство", отделённое от действия оперы "Садко", превратилось в самодовлеющее красочное полотно, где живопись Анисфельда соревновалась со звукописью морской стихии у Римского-Корсакова. К тому же в музыке рек, ручейков, золотых и краснопёрых рыбок, морских царевн не было ни стихийной мощи, ни разгула дикой страсти, какие отличали музыку "Половецких плясок"», — писала историк балета Вера Михайловна Красовская.*
Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века : Хореографы. Ленинград, 1971. С. 366.
Эскиз костюма Русалки к балету «Подводное царство». 1911 г. Художник Б. И. Анисфельд. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Русалки к балету «Подводное царство». 1911 г. Художник Б. И. Анисфельд. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Садко к балету «Подводное царство». 1911 г. Художник Б. И. Анисфельд. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз женского костюма к балету «Подводное царство». 1911 г. Художник Б. И. Анисфельд. Из фондов СПбГТБ.
Искусствовед и критик Яков Александрович Тугендхольд, живущий в это время в Париже, делился своими впечатлениями от увиденного: «Фокин проявил массу изобретательности и наблюдательности, почти для каждого выхода морских плясунов были придуманы свои особенные имитативно-рыбьи телодвижения».*
Цит по: Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века : Хореографы. Ленинград, 1971. С. 366.
Эскиз костюма Ручейка к балету «Подводное царство». 1911 г. Художник Б. И. Анисфельд. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Чудища к балету «Подводное царство». 1911 г. Художник Б. И. Анисфельд. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Морской царицы к балету «Подводное царство». 1911 г. Художник Б. И. Анисфельд. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Русалки к балету «Подводное царство». 1911 г. Художник Б. И. Анисфельд. Из фондов СПбГТБ.
Режиссер-постановщик Сергей Леонидович Григорьев писал, что парижской публике экзотический ансамблевый балет «с его пылким проявлением русского темперамента, пришёлся по вкусу, а финальная массовая сцена произвела почти такой же фурор, как танцы из "Князя Игоря"».*
Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909—1929 = The Diaghilev Ballet. 1909—1929 / Пер. с англ. Чистяковой Н. А. Москва, 1993. С. 56.

Эскиз костюма Негра к балету «Исламей». 1912 г. Художник Б. И. Анисфельд. Из фондов СПбГТБ.

Сотрудничество с Фокиным продолжилось в балете «Исламей» («Восточная фантазия») на музыку М. А. Балакирева. Премьера состоялась 10 марта 1912 года в Мариинском театре на благотворительном спектакле в пользу Литературного фонда.

Этот спектакль, по мнению историка балета и балетного критика Андрея Яковлевича Левинсона, сделал имя Анисфельда «громким»: «это видение восточного сераля в иссиня-зеленой гамме, сияющей глубоким тоном лиможской эмали, с ритмически распределенными группами одалисок в малиновых и зеленых плащах, со вспыхивющей мгновенно в центре картины желтым пламенем жидкого кадмия фигурой султанши воспринимается как фата-моргана, как сладкий дурман опиума… приторная и пьянящая красота самого эскиза как бы упраздняет самую надобность исполнения...: эскиз сам по себе уже есть театр».*
Левинсон А. Статьи о театре. 1913-1930 . Москва, 2017. С. 76
Эскиз костюма Танцовщицы к балету «Исламей». 1912 г. Художник Б. И. Анисфельд. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Негра к балету «Исламей». 1912 г. Художник Б. И. Анисфельд. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Шаха к балету «Исламей». 1912 г. Художник Б. И. Анисфельд. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Танцовщицы к балету «Исламей». 1912 г. Художник Б. И. Анисфельд. Из фондов СПбГТБ.
В творческом союзе художника с гениальным балетмейстером в 1912–1913 гг. в Берлине для Труппы Анны Павловой были созданы два одноактных балета: «Семь дочерей Горного Короля» на музыку А. А. Спендиарова по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» и «Прелюды» на музыку Ф. Листа по одноименной поэме А. Ламартина.

Эскиз декорации к балету «Семь дочерей горного короля». 1913 г. Художник Б. И. Анисфельд.


Эскиз мужского костюма к балету «Прелюды». 1913 г. Художник Б. И. Анисфельд. Из фондов СПбГМТМИ.

Михаил Михайлович Фокин вспоминал: «Анисфельд по моей просьбе дал декорации в стиле Ренессанса – Боттичелли, Беноццо Гоцциоли и др…. Часть публики шокировала условная декорация. <…> Это был первый опыт балета, где место реального сюжета заняли отвлеченные идеи, символизированные в пластических образах»*. В России премьера балета состоялась 31 марта 1913 года на сцене Мариинского театра.

В феврале 1913 года Анисфельд выпустил оперу Н. А. Римского-Корсакова «Садко» в Театре музыкальной драмы Иосифа Лапицкого. Наряду с Анисфельдом к оформлению спектакля был привлечен художник-символист В. И. Давыдов, который часто изображал в своих картинах воду, что было немаловажно для этой постановки. Однако, среди множества мелких недочетов спектакля выделялось отсутствие единообразия в оформлении и «явная водобоязнь декораторов». «Неестественно перекошенная, неуютная и убогая изба главного героя контрастировала не только с его мечтами о лучшей доле, но и с богато орнаментированными костюмами самого Садко и его жены Любавы (художник П. К. Степанов)… На сценографию (художники Б. И. Анисфельд и В. И. Денисов) повлияла, по-видимому, и недостаточная техническая оснащенность спектакля. Так, рецензентов больше всего поражало в постановке… практически полное "отсутствие воды"»*
Фокин М. М. Против течения. Ленинград, 1981. С. 390, 466.
Биккулова Д. Оперная революция. Театр музыкальной драмы Иосифа Лапицкого. Москва, 2020. С. 61.
Иосиф Лапицкий, который тоже был неплохим рисовальщиком, задумывая спектакль, сразу придумывал визуальное решение каждой сцены. В качестве художника ему нужен был талантливый исполнитель, способный отказаться от собственных амбиций.
«По-видимому, в этом спектакле творческие индивидуальности художников не смогли раскрыться полностью, они оказались подчинены реалистической концепции "режиссера-прозаика"».*


Осенью 1917 года вместе с женой и дочерью Борис Анисфельд навсегда покинул Россию. За границей художник оформил множество спектаклей, балетов и опер, плодотворно сотрудничая с театром «Метрополитен Опера» и с Чикагской оперой. С 1928 года он начинает преподавать в чикагском Художественном институте, отходит от театральной деятельности и активно работает как станковист.

Портрет Б. И. Анисфельда. 1904 г. Художник В. В. Беляшин. Из фондов ГИМ.

Биккулова Д. Оперная революция. Театр музыкальной драмы Иосифа Лапицкого. Москва, 2020. С. 137.