ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ
«Рюи Блаз»

15 октября
1921 г.
15 октября 1921 года на сцене Большого драматического театра состоялась премьера спектакля Николая Васильевича Петрова «Рюи Блаз» по одноименной романтической драме Виктора Гюго.
Премьерная афиша спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.

Основной сюжет пьесы строится вокруг интриги, которую задумал министр полиции дон Саллюстий де Базан, чтобы отомстить королеве. Он соблазнил фрейлину королевы и отказался на ней жениться. Королева с презрением увольняет его и отправляет в изгнание. Тогда Саллюстий использует одного из своих слуг.


Рюи Блаз — молодой человек, недавно закончивший университет, как две капли воды похож на кузена своего господина. Дон Саллюстий вводит Рюи Блаза под видом своего кузена в высшее общество, и приказывает слуге добиться расположения королевы. Донья Мария Нейбургская — молодая королева Испании — очень одинока в Мадриде. И когда королеве представляют дона Сезара де Базана, недавно прибывшего ко двору, она влюбляется в молодого привлекательного дворянина, назначает его министром, осыпает почестями.


Выждав необходимое время в изгнании, дон Саллюстий возвращается в Мадрид. Он со зловещим наслаждением открывает королеве всю правду и жестоко насмехается над ней, ведь она любила слугу, лакея. Он угрожает обнародовать её связь, если она не подпишет документы об отречении.


Рюи Блаз убивает дона Саллюстия за оскорбление, нанесенное королеве, умоляет Марию простить его и верить в его любовь. Но оскорблённая королева больше не верит ему. В отчаянии Рюи Блаз принимает яд, спрятанный у него в перстне. В последний момент перед смертью Рюи Блаз видит, как королева склоняется над ним, прощает его и открыто признаётся в своей любви, называя настоящим именем.


Программка спектакля. Из фондов ГМИ СПб.

«Рюи Блаз» в интерпретации Николая Петрова превратилась из драмы в мелодраму. В 1920-е годы это был современный свежий взгляд, открывавший новые силы и глубину этого произведения.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник В. А. Щуко. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник В. А. Щуко. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Пьесы такого рода обычно держатся на хорошей актерской игре, для артиста в ней есть богатые возможности. Спектакль Петрова не отказался от этой идеи, поэтому актерский состав стал главным исполнителем в сценическом воплощении пьесы.

Эскиз костюма Коваденга. Художник В. А. Щуко. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Рюи Блаза воодушевленно, ярко и сочно сыграл Владимир Васильевич Максимов. Он искусно скрещивал в своем герое два основных начала пьесы — трагическое и комическое.


Роль Саллюстия, одну из труднейших в пьесе, исполнял Константин Павлович Хохлов. Актер представил масштабное развитие образа своего героя. Если в первом действии еще отсутствовала ясная четкость линий в лепке образа, то в следующих актах он не только вошел в стиль общей игры, но и развернул свои недюжинные силы и в слове, и в жесте, и в немых сценах. Хохлов на глазах зрителей создавал объемный рисунок роли, начиная с едва намеченных нюансов, едва уловимых оттенков и заканчивая сгущенными тонами и выразительными деталями.*


Королеву Марию исполнила Надежда Ивановна Комаровская. Это была колоритная и технически выверенная игра. Настолько профессиональна была актриса, что зрителю порой хотелось видеть немного больше выражения порывистых и свободных чувств, «особенно в сценах с Рюи, в сценах контраста между дворцовым этикетом и областью сердца».*

Крошечные роли Василия Яковлевича Софронова (лакей Саллюстия) или Марии Александровны Скрябиной (Касильда) «свидетельствуют, что из немногого материала, данного драматургом, артисты выявили не безликое нечто, а лицо».*
Эскизы женских костюмов: Королева, Касильда и Герцогиня Альбукерская. Художник В. А. Щуко. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Продуманная и интересная постановка Петрова была дополнена красочными декорациями и стильными костюмами художника Владимира Алексеевича Щуко. Художественное единодушие режиссера, актеров и художника сделало спектакль «Рюи Блаз» настоящим событием в жизни БДТ, а пьеса Гюго получила очередное полюбившееся многим воплощение на сцене.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник В. А. Щуко. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник В. А. Щуко. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник В. А. Щуко. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник В. А. Щуко. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Носков Н. «Рюи Блаз» (Большой Драматический театр) // Жизнь искусства. 1921. 18 окт. (№ 813).