премьера спектакля «бедность не порок»
9 сентября
1854 г.
9 сентября 1854 г. петербургские зрители впервые увидели на сцене Александринского театра комедию А. Н. Островского «Бедность не порок».
Более тридцати лет, начиная с 1853, почти каждый сезон на Императорских сценах появлялись новые постановки пьес Александра Николаевича Островского. Каждый год этого периода русская публика имела возможность оценивать талант автора и наслаждаться игрой замечательных артистов.

1854 год не стал исключением, и почитатели таланта Александра Николаевича имели возможность познакомиться с новой пьесой «Бедность не порок». Комедия в трех действиях была написана в 1853 году и посвящена автором своему любимому артисту и другу — Прову Михайловичу Садовскому.

В работе над комедией Островский вновь обратился к теме купеческого быта, с особенно ярким и метким языком, почерпнутым из богатого эпическими оборотами и множеством поговорок народного языка. Комедия «Бедность не порок» окончательно утвердила за автором признательность публики и стала одной из самых репертуарных пьес на столичных и провинциальных сценах.

Первыми постановку комедии увидели москвичи на сцене Малого театра 25 января 1854 года, а уже 9 сентября того же года состоялась премьера в Александринском театре.

А. Н. Островский. Фотография 1870-е гг. Из фондов СПбГМТМИ.


Любим Торцов. Художник П. М. Боклевский. Из фондов СПбГТБ.

Александр Александрович Яблочкин, артист и режиссер Александринского театра, выбрал комедию для своего режиссерского бенефиса, и эта постановка стала для него началом работы с великим драматургом.

Александр Николаевич приехал в Санкт-Петербург и сам принимал участие в читке пьесы и в распределении ролей. В спектакле были заняты:
Торцов Гордей Карпыч — Петр Григорьевич Григорьев 2-й ; Пелагея Григорьевна (жена Гордея Карпыча) — Юлия Николаевна Линская ; Любовь Гордеевна (дочь Торцова) — Александра Матвеевна Читау 1-я ; Любим Карпыч Торцов (брат Гордея) — Василий Васильевич Самойлов ; Митя (приказчик Торцова) — Фёдор Алексеевич Бурдин ; Коршунов Африкан Савич (фабрикант) — Александр Евстафьевич Мартынов.

Известный критик Рафаил Михайлович Зотов на следующий день после премьерного спектакля одобрительно высказался о типах характеров, особенно Любима Торцова («лучшее создание в пьесе»), и дал высокую оценку спектакля: «Пьеса имела блистательный и заслуженный успех. <…> Мы давно не видели такого единодушного приема».* Восхищаясь исполнением Самойлова роли Любима Торцова, он также хвалил игру Бурдина и Читау.
Р. З. [Зотов Р. М.]. Театральная хроника (Бенефис Яблочкина. «Бедность не порок» // Северная пчела. 1854. № 207, 16 сент. С. 983.

Художник П. М. Боклевский. Из фондов СПбГТБ.
Художник П. М. Боклевский. Из фондов СПбГТБ.
Художник П. М. Боклевский. Из фондов СПбГТБ.
Художник П. М. Боклевский. Из фондов СПбГТБ.
Сегодня кажется странным, что пьеса, вошедшая в золотой фонд драматургии вызывала неоднозначное отношение у современных критиков. Некоторые рецензенты, например, упрекали драматурга в недостаточности активного действия в пьесе. В «Заметках Петербургского жителя» подчеркивалось, что, вопреки мнению почитателей Островского, «Бедность не порок» — «далеко не гениальное произведение», но пьеса «хороша на сцене». Некоторых она поражала «верным и живым языком», другие же, напротив, упрекали автора за то, что он заставляет своих героев «говорить дурным языком».*

Но больше всего вызывал возмущение образ центрального героя пьесы — «пьяного нахала» Любима Торцова. «Удивляет и неприятно поражает нас то, что пьяная фигура какого-нибудь Торцова могла вырасти до идеала, что ею хотят гордиться как самым чистым воспроизведением народности в поэзии», — негодовал в журнале «Отечественные записки» суровый блюститель нравственности.*

У зрителей же успех постановки был громадный. Восхищаясь удивительным актерским ансамблем и «рядом бытовых картин, одна другой живее, одна другой показательнее, по верности изображения»*, публика искренне и горячо приветствовала новую пьесу драматурга на сцене.

Автозарисовка. В. В. Самойлов в роли Любима Торцова. Автор копии К. А. Джованни. Из фондов СПбГМТМИ.

См.: Заметки Петербургского зрителя // Библиотека для чтения. 1854, Т. 127, № 10. Отд. 7. С. 144, 145 (Смесь); Вольф, А. И. Хроника петербургских театров: [в 3 ч.] Ч. 1. Санкт-Петербург, 1877. С. 175.

Вольф, А. И. Хроника петербургских театров: [в 3 ч.] Ч. 1. Санкт-Петербург, 1877. С. 175.

[Кудряжцев П. Н.] Новые книги // Отечественные записки. 1854. №6. Отд. 4. С. 88.

За спектакли по пьесе «Бедность не порок» Островский впервые стал получать гонорар: незначительный — двадцатую часть от двух третей выручки за спектакль.*
См.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 14688. Л. 31.
«Покупка жены». Иллюстрация к пьесе «Бедность не порок». Художник В. Д. Замирайло. Из фондов СПбГТБ.