МАРИЯ ИВАНОВНА ВАЛЬБЕРХОВА
6 января
1789 г.
6 января 1789 года в семье солиста балета Ивана Ивановича Вальберха родилась будущая драматическая актриса Мария Ивановна Вальберхова (Валберхова).

М. И. Вальберхова (Валберхова). Художник В. В. Баранов.

Мама, София Петровна, и сестра Любовь были танцовщицами, сестра Александра (в замужестве Рамазанова) стала драматической актрисой. Творческая личность Марии сформировалась в доме отца, где часто бывали Иван Афанасьевич Дмитревский, Иван Андреевич Крылов, Александра Дмитриевна Каратыгина, Евгения Ивановна Колосова, Александр Александрович Шаховской.

Будущая актриса брала уроки у Шаховского, который видел в ней достойную соперницу Екатерине Семеновне Семеновой. Вальберхова дебютировала 30 апреля 1807 года в роли Антигоны в спектакле «Эдип в Афинах» В. А. Озерова и поначалу играла много трагедийных ролей из репертуара Семеновой. И хотя на гастролях в Москве актерское искусство Марии Ивановны было воспринято весьма благосклонно, от ролей в античных драмах ей пришлось отказаться, потому что она не обладала «сильной грудью» и звучным громким голосом, к тому же долго страдала заболеванием горла.
В результате в самом начале карьеры Вальберхова уступила Семеновой в «творческой дуэли», и, когда в семье случилось горе — в 1812 году умерла мама Софья Петровна — актриса временно покинула театр, взвалив на себя заботы о многочисленном семействе (у Вальберхов было 11 детей).

Только в 1815 году Мария Ивановна снова вышла на сцену в роли графини Лелевой в комедии А. А. Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды». «Вальберхова была в совершенно другом амплуа и заставляла забыть, что она актриса; в ее разговоре и манерах зритель видел светскую даму высшего общества». *

Вложив в эту роль всю силу нераскрытого ранее таланта, Мария Ивановна сразу поднялась до уровня большой актрисы. Александр Сергеевич Пушкин тоже отметил, что актриса поступила весьма благоразумно, сменив венец и мантию трагической актрисы на «платья со шлейфами и шляпки с перьями».*

Окрыленный успехом своей ученицы, для ее очередного бенефиса Шаховской в соавторстве с А. С. Грибоедовым и Н. И. Хмельницким написал пьесу «Своя семья, или Замужняя невеста», позже признанную лучшей в комедийном репертуаре того времени. Поначалу роль Наташи в исполнении Марии Ивановны подверглась критике. «Но, со временем, приобретая опыт и уверенность, актеры добивались мастерского изображения выбранных ими персонажей. Впоследствии роль Наташи стала одной из лучших в репертуаре Вальберховой».*

Прошение М. И. Вальберховой в Дирекцию Императорских Театров о выдаче свидетельства ее малолетнему брату Павлу. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Постепенно сформировался круг ролей Вальберховой — светская модница, благовоспитанная кокетка с великолепной грацией. Этому способствовали ее внешние данные и комедийный талант. В 1840-е годы Вальберхова перешла на амплуа благородных матерей и старух... В юности Мария Ивановна решила посвятить всю себя сцене и отказалась от брака, поэтому, когда в 1854 она покинула сцену, то отдала себя заботам о братьях и сестрах. Партнеры по сцене, друзья и театральное начальство почитали актрису за исключительное чувство собственного достоинства, безупречную честность, деликатность и вежливость со всеми без исключения.
Загулина А. Г. М. И. Валберхова и ее роль в театральной жизни Петербурга // Театр и литература : сб. ст. к 95-летию А. А. Гозенпуда. Санкт-Петербург, 2003. С. 43-55.
Арапов П. Н. Летопись русского театра. Санкт-Петербург, 1861. С. 239.
Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 7. Москва, 1958. С. 10.