ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «Василиса Мелентьева»


10 января
1868 г.

Титульный лист цензурного экземпляра пьесы. Из фондов СПбГТБ.

10 января 1868 года в бенефис Петра Ивановича Григорьева 1-го на сцене Мариинского театра в исполнении труппы александринцев состоялась премьера пьесы А. Н. Островского «Василиса Мелентьева».

Историческая пьеса как жанр в русской драматургии середины XIX столетия переживала расцвет. Именно в этот период появилась драма Александра Николаевича Островского, написанная в соавторстве с человеком, до определенного времени скрывавшим свою фамилию под криптонимом. Им был Степан Александрович Гедеонов, на тот момент директор Императорских театров, который и предложил сюжет пьесы.

Драма, написанная в 1867 году, в ноябре того же года была одобрена Театрально-Литературным комитетом и получила разрешение к постановке драматической цензурой Главного Управления по делам печати.*

А. Н. Островский как драматург был уже хорошо известен публике, а его произведения прочно входили в репертуар Александринского театра: «Грех да беда на кого не живет», «Воспитанница», «Шутники», «Воевода», «Пучина», «Гроза» и др.


Период царствования Ивана Грозного и скупые исторические сведения о взаимоотношениях царя с женами – Анной Васильчиковой и Василисой Мелентьевой стали основной темой исторической драмы в стихах.

Личность Василисы, шестой жены царя, имевшей порочный, честолюбивый характер, не разбиравшей средств для достижения своей цели, приводит ее к подлогу, оговору и, даже, к убийству: она лишает жизни свою предшественницу и покровительницу царицу Анну. Многие современники сравнивали Василису Мелентьеву с леди Макбет У. Шекспира. Эти драмы в целом имеют много точек соприкосновения.

Премьере спектакля предшествовали горячие обсуждения и восторженные ожидания: говорили, что пьеса отличается своими достоинствами, в особенности чудесно изображен персонаж Ивана Грозного.

С. И. Сычевский писал: «С первой строки до последней я нигде не почувствовал натяжки. Читая и перечитывая эту драму, я чувствовал и сознавал, что имею дело с произведением очень замечательным».*

Василиса Мелентьева и Иван Грозный. Художник Н. В. Неврев. 1880-е гг. Из фондов Музея-заповедника «Абрамцево».

Цензурную историю пьесы см. подробнее: Дризен, Н. В. Драматическая цензура двух эпох, 1825–1881. Часть 2 : Эпоха императора Александра II, 1855–1881. Санкт-Петербург, 2019.

Сычевский С. И. «Василиса Мелентьева» // Критические комментарии к сочинениям А. Н. Островского: хронологический сборник критико-библиографических статей. Ч. 3.: Критика шестидесятых годов; Критика семидесятых годов. 1903. C. 14.

Эскиз декорации к спектаклю. Художник М. А. Шишков. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник М. А. Шишков. Из фондов СПбГМТМИ.

Е. В. Владимирова в роли Василисы Мелентьевой. Из фондов СПбГМТМИ.

Репетиции пьесы одновременно начались в обеих Императорских труппах Москвы и Петербурга. 3 января 1868 года «Василиса Мелентьева» была впервые представлена в Москве, на сцене Малого театра, в бенефис П. М. Садовского.

На премьеру 10 января 1868 года собрался весь петербургский «бомонд». Роль Василисы была отдана Елизавете Васильевне Владимировой. Современники считали, что героини исторических пьес Островского больше подходили к её амплуа. Автор лично репетировал с Владимировой и был, в общем, доволен её игрой. Однако на премьере актриса «конфузилась» и, по мнению большинства критиков, с ролью не справилась.

Это не стало разочарованием для актрисы: через несколько дней после премьеры Елизавета Васильевна не подвела Островского и отлично справилась с ролью на третьем спектакле в свой бенефис.

В. И. Родиславский положительно отозвался об её игре: «изобразила лукавую, чувственную, тщеславную, злую, но, в сущности, пустую московитянку XVI века»*.

Р. [Родиславский В. И.] Новая русская драма и старая русская сцена // Вестник Европы. 1868. № 2. С. 810.

Ивана Грозного представлял Василий Васильевич Самойлов. Игрой актера также не были довольны критики, в образе царя прослеживалась трагедия страсти и возрастного бессилия, в одной из сцен его даже упрекали в «водевильной выходке».

В роли Анны зрители увидели Елену Павловну Струйскую 1-ю. Хотя критики отмечали, что актерские способности исполнительницы вполне соответствовали этой роли (забитость, покорность, обреченность, сыграны были просто и искренне), но сам автор, репетировавший с ней, не смог добиться нужных интонаций и остался недоволен.

Роль Андрея Колычева была отдана Степанову Петру Степановичу. Красавец от природы играл страстно и с увлечением.

Петербургская постановка произвела на автора удручающее впечатление, однако на судьбе спектакля это не отразилось — билеты на премьеру были раскуплены накануне, зрители долго искренне аплодировали и неоднократно вызывали автора на сцену.

«Успех был полный и — скажем не обинуясь — каковы бы не были недостатки пьесы, вполне заслуженный. Не часто приходится нам видеть на нашей сцене пьесы, столь богатые поэтическими красотами, написанные таким, поистине мастерским языком», — писал в своей статье А. А. Плещеев.*

В. В. Самойлов в роли Ивана Грозного. Автозарисовка. Из фондов ЩКП.

Плещеев А. А. «Василиса Мелентьева» // Критические комментарии к сочинениям А. Н. Островского: хронологический сборник критико-библиографических статей. Ч. 3.: Критика шестидесятых годов; Критика семидесятых годов. 1903. C. 74.