ПРЕМЬЕРА БАЛЕТА
«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
11 января
1940 г.
11 января 1940 года в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова прошла премьера балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке балетмейстера Л. М. Лавровского и оформлении П. В. Вильямса.

Г. П. Уланова — Джульетта, К. М. Сергеев — Ромео. 1940 г. Из фондов архива Мариинского театра:

«Этот спектакль подытожил искания советской хореографии 30-х годов, стал выдающимся событием в истории балетного искусства… То была первая встреча с Шекспиром… В спектакле объединили усилия большие и во многом различные по творческим устремлениям художники. С. Прокофьев предоставил театру произведение огромного дыхания, где щедрость изобразительного начала, красочность и меткость характеристик сочетались с глубоким лиризмом, симфонической обобщенностью…

Ставил балет Л. Лавровский, в ту пору молодой хореограф, успевший, однако, зарекомендовать себя рядом талантливых и зрелых работ… В красочных массовых сценах спектакля, монументально оформленного художником П. Вильямсом, ожила ренессансная Верона с ее празднествами и феодальной враждой».*

На советской сцене царила Верона, рожденная фантазией Вильямса: виднелись купола флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре, а в эскизах костюмов угадывалась живопись Боттичелли.

Театральный календарь. 1965. Ленинград; Москва, 1964. С. 12.

Зарисовка «Драка на улице Вероны». 1 действие, 1 картина. Художник Э. Визель. 1940 г. Из фондов архива Мариинского театра.
Зарисовка «Бал у Капулетти». 1 действие, 4 картина. Художник Э. Визель. 1940 г. Из фондов архива Мариинского театра.

Соллертинский И. «Ромео и Джульетта» // Ленинградская правда. 1940. 12 янв.

Энтелис Л. Поэтический спектакль // Смена. 1940. 16 янв.

Эскиз костюма Париса к балету. Художник П. В. Вильямс. Из фондов архива Мариинского театра.
Эскиз костюма Капулетти к балету. Художник П. В. Вильямс. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюмов горожанок к балету. Художник П. В. Вильямс. Из фондов архива Мариинского театра.
Созданные «с таким вкусом, с такой бесконечной щедростью художественной фантазией»* сценические костюмы, критики называли «одним из сильнейших элементов спектакля».*
В тот вечер на сцене блистали звезды ленинградского балета, первый состав исполнителей вошел в легенду и, прежде всего — Галина Сергеевна Уланова. Джульетта в ее трактовке «внешне, быть может отличная от героини Шекспира, была шекспировской по внутренней силе, психологической глубине».*

«Роль Джульетты — пожалуй, лучшая из всех ролей, созданных талантливой артисткой советского балета. С первого ее появления, когда перед нами возникает образ девочки (не забудем, что по Шекспиру 14 лет)— шаловливой, беззаботно-веселой, и до финальной сцены, в которой с потрясающей силой раскрыты ее трагические переживания — образ, созданный Г. Улановой поражает правдивостью, естественностью и поэтичностью».*

«На том же высоком уровне стоит и исполнение роли Ромео артистом Сергеевым. В нем так ярко и естественно сочетание
юношеской страстности, меланхоличности и гуманности, типичной для лучшей части людей эпохи Возрождения, что перед зрителями воссоздается вполне реальный образ».*


Г. П. Уланова в роли Джульетты. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.


Р. И. Гербек в роли Тибальда. 1940 г. Из архива Мариинского театра.

«Чванливого и жестокого» Тибальда исполнил Р. И. Гербек, «задорного и заразительно радостного» Меркуцио — А. В. Лопухов, «колоритную» Кормилицу — Е. Э. Бибер, «злополучного» графа Париса — Б. В. Шавров. Запомнились феноменальные прыжки В. В. Фидлера — Шута и темпераментная пляска Н. М. Стуколкиной — Служанки.

«Родился яркий, поэтический спектакль, в котором достигнуто единство выразительных средств в передаче духа и стиля одной из наиболее лирических трагедий Шекспира», — писал после премьеры музыковед Л. А. Энтелис.*

«Спектакль Лавровского и Вильямса — одно из лучших творений советского балета и редкий для театральных сочинений Прокофьева случай, когда первая постановка стала канонической. <...>

В 1940 году рецензенты единодушно отметили, что и в музыке Прокофьева, и в спектакле Лавровского–Вильямса "драма разыгрывается не под южным небом Италии, но в атмосфере прозрачного и холодного воздуха севера"*. В бледно-зеленой ночи финальной картины, в замирающих последних тактах музыки можно угадать петербургскую малокровную весну и белую ночь».*

Друскин М. Балет «Ромео и Джульетта» // Советская музыка. 1940. №3. С. 12.

Королёк Б. Прокофьев в Мариинском: Ромео и Джульетта. 1940: [Электронный ресурс] // https://www.mariinsky.ru/about/exhibitions/prokofiev125/romeo_1940/ (Дата обращения 11.01.2023)

Сцена из балета. 1940 г. Из фондов архива Мариинского театра.
Финальная сцена балета. 1940 г. Из фондов архива Мариинского театра.
Мариинский театр. Статьи 1940 года: папки вырезок

премьера спектакля
«Горе от ума»
11 января
1941 г.
11 января 1941 года в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера спектакль «Горе от ума» по бессмертной комедии А. С. Грибоедова.

Премьерная афиша спектакля. Из фондов Александринского театра.

Впервые пьеса великого драматурга была исполнена труппой театра в 1831 году и в течение 110 лет никогда надолго не сходила со сцены Александринского театра.

Премьера 1941 года была уже пятой только за советский период! Режиссерам спектакля (Наталье Сергеевне Рашевской и Леониду Сергеевичу Вивьену) удалось, пожалуй, самое сложное — забыть обо всех игранных ранее «Горе от ума». Даже о тех, в которых совсем недавно играли сами.

В спектакле было много трогательного и мало гневного. На первый план выдвинулась любовная драма Чацкого (актёр Валентин Иванович Янцат).

«Чуть свет уж на ногах! И я у Ваших ног»,— летел Чацкий через огромный зал и бросался к ногам Софьи (актриса Тамара Ивановна Алёшина).

Чувствовалось, что именно такой человек мог мчаться к любимой по заснеженным дорогам, загоняя лошадей. Несчастье Чацкого заключалось прежде всего в разбитом сердце, а не в одиночестве острого ума, озлобленного борьбой с лицемерием.
Эскиз костюма Фамусова. Художник К. И. Рудаков. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма для В. А. Мичуриной-Самойловой. Художник К. И. Рудаков. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма для В. А. Мичуриной-Самойловой. Художник К. И. Рудаков. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Софьи. Художник К. И. Рудаков. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Гости Фамусова — артисты вспомогательного состава. В центре — Е. С. Тернер-Вересова. Из фондов Александринского театра.
В. В. Меркурьев — Фамусов, В. И. Янцат — Чацкий. Из фондов Александринского театра.
Т. И. Алешина — Софья, В. И. Янцат — Чацкий. Из фондов Александринского театра.
М. П. Домашева — Княгиня Тугоуховская, И. П. Новский — Князь Тугоуховский. Из фондов Александринского театра.
Спектакль блеснул рядом оригинальных актерских образов. Однако, если Леонид Сергеевич Вивьен в роли Репетилова оказался оригинален, но неубедителен, то в оценке исполнения Фамусова Василием Васильевичем Меркурьевым критики разошлись во мнении. Одни видели интересный рисунок и внутреннее разрешение роли, другие говорили об упрощении грибоедовского персонажа.
Г. И. Соловьев в роли Молчалина. Из фондов Александринского театра.
В. И. Янцат в роли Чацкого. Из фондов Александринского театра.
Т. И. Алёшина в роли Софьи. Из фондов Александринского театра.
В. В. Меркурьев в роли Фамусова. Из фондов Александринского театра.
Комедия в какой-то мере растеряла свой обличительный пафос в пользу раскрытия человеческих отношений, но в ней ощущалась творческая мысль режиссуры, темперамент и свежесть.
Я. О. Малютин в роли Скалозуба. Из фондов Александринского театра.
Е. П. Корчагина-Александровская в роли Графини Хрюминой. Из фондов Александринского театра.
Е. М. Вольф-Израэль в роли Натальи Дмитриевны Горич. Из фондов Александринского театра.
В. А. Мичурина-Самойлова в роли Хлёстовой. Из фондов Александринского театра.
«Искания не всегда и не во всем приводят к открытиям, но лишь этот путь сулит театру победу. Люди, которые не ищут, которые работают в искусстве осторожно, еще ни разу не одержали победы».*

Малюгин Л. А. «Горе от ума» в Ленинградском театре имени Пушкина // Известия. 1941. 17 янв.