Галина сергеевна
уланова
8 января
1910 г.
8 января 1910 года родилась одна из величайших балерин XX века Галина Сергеевна Уланова.
Известный советский балетовед, композитор и музыковед Валериан Михайлович Богданов-Березовский писал: «Она – единственная дочь, Сергея Николаевича Уланова, артиста балетной труппы бывшего Мариинского театра, и Марии Федоровны Романовой, солистки балета того же театра и выдающегося педагога классического танца, воспитавшего в классах Ленинградского хореографического училища многих советских танцовщиц. Фамильные хореографические традиции поддерживал и брат Сергея Николаевича – Пётр Николаевич Уланов, артист того же театра, хороший танцовщик – солист, успешно исполнявший партии по преимуществу комедийного плана».*

В 9 лет родители отдали дочь в Петроградское театральное училище (ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой), где преподавала ее мама. Трудно представить, но поначалу девочке никак не удавалось привыкнуть к интернату: в первое же утро она попыталась сбежать. Мать навещала ее каждый день, а Галина горько плакала, уткнувшись ей в колени. Но именно тогда она на всю жизнь запомнила слово «должна». Она говорила: «Я должна... Эта формула в моем сознании появилась куда раньше, чем стремление к творчеству и чем желание играть и танцевать на балетной сцене».* Удивительное чувство долга, так рано проснувшееся в маленькой девочке, осталось с Галиной Сергеевной на всю жизнь.

Г. С. Уланова

Богданов-Березовский В. Галина Сергеевна Уланова. Москва, 1961. С. 15.
Цит по: Львов-Анохин Б. А. Галина Уланова. Москва, 1970. С.
Эскиз костюма Тао Хоа для Г. С. Улановой в балете «Красный мак». Художник М. И. Курилко. Из фондов Музея ГАБТ.
Г. С. Уланова в партии Тао в балете «Красный мак». Из фондов ГЦММК.
Г. С. Уланова в партии Никии в балете «Баядерка». Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Г. С. Уланова в партии Никии в балете «Баядерка». Художник А. А. Шмитд. Из фондов СПбГМТМИ.
Сразу после окончания училища, в 1928 году, она была принята в труппу Ленинградского Театра оперы и балета. На этой сцене Уланова создала свои величайшие творения, оставившие глубокий след в памяти ее почитателей.
Г. С. Уланова в партии Жизели. Художник Ю. И. Пименов. Из фондов Ковровского историко-мемориального музея .
Г. С. Уланова в партии Жизели. Фотографы М. М. Гершман и Э. З. Лесов. Из фондов ГМИ СПб.
Г. С. Уланова в партии Жизели. Художник Н. А. Павлов. Из фондов ГМИ СПб.
Г. С. Уланова в партии Жизели. Фотограф А. С. Гаранин. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
«Успех... Сила этого слова очень, очень скромна, когда произносишь его, думая о Галине Улановой. Самые хорошие слова и эпитеты только слабо передают те чувства, которые рождает ее талант. Я выбираю потому наилучшее слово в искусстве — поэзия — и называю им вдохновенное лирическое творчество балерины. Лебедь, Жизель, Раймонда, Мария, Джульетта, — когда все эти роли исполняет Уланова, даже профессионалы балета, ее товарищи по сцене, не замечают, вероятно, отдельных, точно обозначенных и выполняемых танцевальных движений, — так сильно впечатление от искусства этой балерины. Такие актрисы, как Уланова, создают и украшают искусство эпохи, в какую живут».*
Козаков М. Э. Галина Уланова и другие // Ленинградская правда. 1940. 10 мая.
Г. С. Уланова в партии Одетты в балете «Лебединое озеро». Фотографы М. М. Гершман и Э. З. Лесов. Из фондов МКАИ.
Г. С. Уланова в партии Одетты в балете «Лебединое озеро». Фотограф М. М. Гершман. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Г. С. Уланова в партии Одетты в балете «Лебединое озеро». Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Г. С. Уланова в партии Одетты в балете «Лебединое озеро». Художник Г. С. Верейский. Из фондов ГМИ СПб.
Исполнение Улановой партии Джульетты в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в 1940 году на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, поражало не только критиков, но и коллег по сцене. Известная балерина Е. М. Люком восхищенно писала: «В этой роли блестящее дарование Галины Улановой проявилось во всем своем пленительном многообразии. Джульетта — наиболее радостное к волнующее создание Улановой, ее самое яркое и совершенное достижение. Такие сцены, как обручение в келье Лоренцо, прощание с Ромео и отчаяние после разлуки с ним, Уланова проводит с огромной поэтической искренностью и драматическим напряжением, с подлинным вдохновением чуткого и умного художника. Здесь есть, чем восторгаться, есть, чему рукоплескать!»*
Люком Е. «Ромео и Джульетта» // Огонек. 1940. №7–8. С.
Г. С. Уланова в партии Джульетты в балете «Ромео и Джульетта». Художник В. Д. Болдырева-Семёнова-Тян-Шанская. Из фондов ЛОКМ.
Г. С. Уланова в партии Джульетты в балете «Ромео и Джульетта». Фотограф Е. П. Уинов. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Г. С. Уланова в партии Джульетты в балете «Ромео и Джульетта». Художник Н. Соколов. Из фондов ГМИ СПб.
Г. С. Уланова в партии Джульетты в балете «Ромео и Джульетта». Из фондов Ростовского областного музея краеведения.
Восхищение коллег, любовь зрителей, почти обожествление великой балерины, вызывали у ее поклонников желание писать ее портреты, создавать скульптуры и посвящать ей стихи.

Г. С. Уланова у себя дома. 1960-е гг. Из фондов ГЦММК.

Над Шекспиром поднят занавес.
Древних шпаг скрестились лезвия.
И, на повседневность жалуясь,
В зал светло вошла поэзия,
Отстранила спекуляции
И парламентские прения,
Как хирург на операции,
Возвратила людям зрение!

Что их завтра ждет? Убогая
Гордость, проданная дешево?
Но пока искусство трогает
Все, что есть в душе хорошего.

От оркестра ветер пламенный
Рвется на простор, за стены.
И театр молчит, как каменный,
И не сводит глаз со сцены,
Где крылатая Уланова,
Вся из света и эфира,
Англичанам дарит заново
Их великого Шекспира.*
Екатерина Шевелева, 1956 г.
Слонимский Ю. Галина Уланова // Искусство и жизнь. 1940. № 4. С. 28-29.