премьера балета
«Катерина»
30 января
1936 г.
30 января 1936 на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова состоялась премьера балета «Катерина» на музыку А. Г. Рубинштейна и А. Адана.

Программа балета «Катерина» Ленинградского хореографического техникума. 1935 г. Из фондов ГМИ.

Это печальная история о крепостной танцовщице, навеянная событиями произведений «Сорока-воровка» А. Герцена и «Тупейный художник» Н. Лескова.

«Катерина», созданная в 1935 году как выпускной спектакль учащихся Ленинградского хореографического техникума (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой), в 1936 году предстала на суд зрителей в новой музыкальной редакции и инструментовке Павла Эмильевича Фельдта.

Балетмейстер — Леонид Михайлович Лавровский, сценограф — Борис Михайлович Эрбштейн. Поставленная в период торжества хореодрамы «Катерина» выгодно отличалась тем, что все действия, чувства, мысли передавались только через танец.

О тонкостях работы над спектаклем, а также о содержании балета кратко и емко написал сам балетмейстер Л. М. Лавровский:
«Перед нами подмосковная усадьба 10−20-года минувшего столетия. Помещик-меценат имеет крепостной балетный театр, в котором выросли в первоклассных актеров лакей и горничная — Владимир и Катерина. Судьба их предопределена социальным укладом. По прихоти развратного губернатора Катерина переходит в его руки. Лакей, Владимир, за попытку защитить ее от насилия, запорот на конюшне, актриса находит единственный выход в самоубийстве».*

Спектакль полюбился зрителю и получил достойную оценку критиков. Так, одним из первых откликнулся М. Красс, более подробно написав об исполнении Ольгой Генриховной Иордан заглавной партии Катерины и о блестящих находках хореографа Лавровского, оригинально, легко и свободно смешивающего исторические и современные стили танцев для показа социальных конфликтов, обходясь при этом без натуралистических мизансцен.*

Ю. Слонимский последнюю картину из спектакля — русский танец крепостной дворни — назвал хореографическим шедевром.*

О. Г. Иордан в партии Катерины. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Лавровский Л. М. «Катерина». Работа балетмейстера // Леонид Михайлович Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания. Москва, 1983. С. 109−112.
Красс М. Крепостная балерина // Смена. 1936. 4 фев.
Слонимский Ю. Вайнонен. Захаров. Лавровский // Рабочий и театр. 1936. № 21. С. 11-13.

Эскиз декорации к балету. Интерьер барского дома. Художник Б. М. Эрбштейн. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Владимира, лакея, первого танцовщика в театре помещика танцевал Борис Васильевич Шавров; богатого помещика, владельца крепостного театра — Михаил Михайлович Михайлов; его дочь Юленьку — Ольга Петровна Мунгалова; ее жениха Андрея, племянника губернатора — Константин Федорович Боярский; губернатора — Леонид Сергеевич Леонтьев; месье Пото, балетмейстера и учителя танцев — Александр Ильич Бочаров.
Эскиз костюма Владимира для Б. В. Шаврова к балету. Художник Б. М. Эрбштейн. Из фондов СПбГМТМИ.
О. Г. Иордан в партии Катерины. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
О. Г. Иордан в партии Катерины. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Катерины для О. Г. Иордан к балету. Художник Б. М. Эрбштейн. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Пастуха к балету. Художник Б. М. Эрбштейн. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Пана к балету. Художник Б. М. Эрбштейн. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскизы костюмов мужиков к балету. Художник Б. М. Эрбштейн. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Зефира к балету. Художник Б. М. Эрбштейн. Из фондов СПбГМТМИ.
Мариинский театр. Статьи 1936 года (Январь-июнь): папки вырезок