Василий Пантелеймонович Далматов
13 июЛя
1852 г.
13 июля 1852 года родился Василий Пантелеймонович Далматов – выдающийся актер, педагог, автор пьес, рассказов и фельетонов. Серб по национальности, из семьи богатого одесского купца и судовладельца Лучича, выходца из Австро-Венгерской империи. Только в 1902 году, уже будучи знаменитым актером, Далматов сменил австрийское подданство на российское.
Поражает диапазон сыгранных им ролей. В разные годы актер выходил на сцену в драматических образах Гамлета, Короля Лира, Иоанна Грозного («Смерть Иоанна Грозного»), Несчастливцева («Лес»); ролях фатов и так называемых характерных ролях, которые ему особенно удавались: Хлестакова («Ревизор»), Ихарева («Игроки»), Мерича («Бедная Невеста»), Кречинского («Свадьба Кречинского»), Гаева («Вишневый сад»). Для последних персонажей у Далматова, как отмечали критики, были подходящие данные – элегантность, апломб, прекрасные манеры, красивая внешность.

«Это был изящнейший и культурнейший русский актер, но крупный успех его относился только к тому времени, когда он был молод и играл фатов. Тут действовало обаяние его личности, в которой было так много прельстительного… Он проявлял неотразимое мужское кокетство, его сексуализм прикрывался блестящей иронией ума, горячее чувство преподносилось в обжигающей холодом морозной оболочке».*

Свой творческий путь Далматов начал в провинции, где выступал в частных труппах под разными фамилиями — Чудина, Стрелкова и Никитина. Фамилия Далматов появилась впервые на афишах в 1870-е годы. Псевдоним этот, по утверждению журналиста издания «Театр и искусство», артист выбрал в честь местечка Далмации – родины его предков.


В. П. Далматов. Из фондов Александринского театра.

Кугель А. Р. Театральные портреты. Ленинград: Искусство, 1967. С. 176.

В.П. Далматов в роли корнета Кречинского в спектакле «Свадьба Кречинского».
В.П. Далматов в роли Князя в спектакле «Дело» («Отжитое время»).
В.П. Далматов в роли Гамлета в спектакле «Гамлет».
В.П. Далматов в роли Несчастливцева в спектакле «Лес».

Шарж на В.П. Далматова. Неизвестный художник. 1900-е гг.

Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Несколько лет Василий Пантелеймонович работал в Пензе сначала актером и режиссером, а затем антрепренером. Однако, собственное дело не заладилось, и в 1880 году Далматов уехал в Москву, где выступал в Пушкинском театре А. А. Бренко и Театре Корша, где имел огромный успех у зрителей.

Новая страница в творческой биографии артиста открылась с переездом в Санкт-Петербург в 1884 году. Заведующий репертуаром А. А. Потехин пригласил Далматова в Александринский театр, в котором он прослужил чуть более двадцати лет и создал целый ряд интересных образов.

Рензенты выделяли исполнение актером ролей Мармеладова («Преступление и наказание»), Князя («Дело»), Кречинского («Свадьба Кречинского»), графа Любина («Провинциалка»). Много противоречивых откликов получила роль Гамлета в исполнении Далматова.

А Хлестаков, изображенный им развязным молодым человеком, но в то же время, сохранившим облик «великосветского дэнди», понравился даже самым строгим критикам. В исполнении Далматова Хлестаков «принадлежал к категории столичной золотой молодежи, всюду он был баловень и маменькин сынок, способный совершить грубую шалость, но больше вдруг, по легкомыслию, чем из привычки к преступлению».*

Дризен Н. В. В. П. Далматов в некоторых ролях своего репертуара // Ежегодник Императорских театров. 1914. Вып. 2. С. 61.

В.П. Далматов в роли Репетилова в спектакле «Горе от ума».
В.П. Далматов в роли Перейденова в спектакле «Холопы» Александринского театра. 1907 г. Из фондов Александринского театра.
В.П. Далматов в роли Перейденова в спектакле «Холопы» Александринского театра. 1907 г. Из фондов Александринского театра.
В.П. Далматов в роли корнета Отлетаева в спектакле «Корнет Отлетаев (Провинциальный Жуан)».
Персонаж Кречинский был лучшим из фатов Далматова, роль эту он играл «стильно, сдержанно, сочно».* В исполнении актера персонаж Сухово-Кобылина являлся перед зрителем как «страшный игрок, кутила». Артист с первого же акта «давал чувствовать недюжинную натуру Кречинского»* , способного быть ослепительно обаятельным, способного увлечь собой кого угодно и, благодаря своим многочисленным талантам, втянуть в орбиту своих интересов.

Многие современники актера вспоминали прекрасный дуэт В. Далматова и Н. Васильевой в спектакле «Горящие письма» по пьесе его близкого друга П. П. Гнедича. «Кто раз видел эту пьесу, тот никогда не забудет Н. С. Васильеву в роли вдовушки, К. А. Варламова в роли дяди и Далматова — моряка-офицера. Неизвестно, кто играл лучше, но любовный дуэт Н. Васильевой и Далматова был верх совершенства. Особенно много темперамента проявлял тогда совсем еще юный Василий Пантелеймонович. Красивый и статный, в форменном сюртуке, как будто созданном для него, он олицетворял собою лучшую пору жизни, когда в любви заключается смысл существования».*

Далматов писал фельетоны, рассказы и повести из театральной жизни. Его пьесы «На обрыве, или Как любил, так и кормил», «Бес корысти опутал», «Труд и капитал», «Облава» шли на петербургской императорской сцене, в московских театрах Ф. А. Корша и Е. Н. Горевой, в провинции. В последние годы своей жизни он, продолжая играть в Александринском театре, возглавил драматические курсы при Театре Суворина (Малом театре).

Портрет В.П.Далматова. Художник А.Я.Головин. 1912 г.

Из фондов СПбГМТМИ.

Дризен Н. В. В. П. Далматов в некоторых ролях своего репертуара // Ежегодник Императорских театров. 1914. Вып. 2. С. 63.

Гнедич П. П. О В. П. Далматове // Ежегодник Императорских театров. 1914. Вып. 2. С. 42.

Дризен Н. В. В. П. Далматов в некоторых ролях своего репертуара // Ежегодник Императорских театров. 1914. Вып. 2. С. 60–61.

Васильева Н. С. Памяти В. П. Далматова: Отрывок из воспоминаний // Ежегодник Императорских театров. 1914. Вып. 2. С. 26–38.

Гнедич П. П. О В. П. Далматове // Ежегодник Императорских театров. 1914. Вып. 2. С. 39–60.

Дризен Н. В. В. П. Далматов в некоторых ролях своего репертуара; Материалы к биографии Далматова: почему Далматов ушел с Императорской сцены в 1894 г. // Ежегодник Императорских театров. 1914. Вып. 2. С. 60–74.