Фёдор Фёдорович комиссаржевский
4 июня
1882 г.
4 июня (23 мая по старому стилю) 1882 в семье русского артиста оперы и музыкального педагога Федора Петровича Комиссаржевского в его втором браке с княгиней Марией Курцевич в Венеции родился сын Федор, сводный брат знаменитой Веры Федоровны Комиссаржевской и известной актрисы и педагога Надежды Федоровны Скарской.

В.Ф.Комиссаржевская и Ф.Ф.Комиссаржевский

Мать Федора препятствовала его стремлению к театру. После ее смерти он встретился с сестрой Верой Федоровной, готовый работать на любой должности и поддерживать материально организуемый ею Театр В. Ф.  Комиссаржевской. Вопрос о вступлении Федора Комиссаржевского в пайщики театра был решен незамедлительно. Это была общая черта Комиссаржевских — реагировать быстро и действовать, если позволяли обстоятельства, стремительно.

По воспоминаниям современников, внешне Федор Комиссаржевский не производил впечатления человека волевого и энергичного. «Тонкий, с бледным, худым, почти восковым лицом, с блуждающей по нему загадочной улыбкой, всегда молчаливый, он казался беспрерывно горящей из бледного воска, церковной свечечкой… И в то же время в его улыбке проскальзывала не редко презрительная высокомерность; но она шла не от тщеславия и гордости, а больше от болезненной чуткой восприимчивости, когда малейшее нарушение эстетического восприятия мира утонченным воображением порождает почти физическую боль», — так описывал его Александр Авельевич Мгебров.*
Мгебров А. А. Жизнь в театре: в 2 кн. Кн. 1. Ленинград, 1929. С. 322.
С момента открытия Театра Комиссаржевской 15 сентября 1904 года Федор Федорович стал в нем незаменимым человеком, обнаруживая поразительное понимание и тонкий вкус. У него не было театрального образования, но «образование архитектора помогало укреплять постановочную часть, знание языков привело к блестящим переводам нескольких пьес, включенных в афишу театра. Но с особым интересом относился он к тому, что делали режиссеры…».*



Ф. Ф. Комиссаржевский с актрисами Театра им. В.Ф.Комиссаржевской. Москва. 1913 г.

Боровский В. Три лика русского театра. Комиссаржевские. Санкт-Петербург, 2020. С. 201.
Федор Федорович учился у каждого, с кем сводила его судьба. От спектакля к спектаклю примерял он на себя новую профессию, приходя к выводу, что создание спектакля как единого целого, включающего декорации, музыку, костюмы, свет, мизансцены, реквизит, органически должно быть связано с актерским решением ролей единым настроением. Идея это была новая, головокружительная и труднодостижимая.


Результатом исканий Комиссаржевского стал доклад «О гармонии искусств на сцене», опубликованный в № 1 журнала «Ежегодник Императорских театров» за 1912 год.

Ф.Ф. Комиссаржевский, В.Г. Сахновский и артисты Театра им. В.Ф.Комиссаржевской. Москва. 1915 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина

В 1909 году вместе с Н. Н. Евреиновым он открыл на Офицерской улице кабаре «Веселый театр для пожилых детей».

Портрет Ф.Ф.Комиссаржевского. Художник Ю.П.Анненков. 1919 г.

Из фондов Музея истории русской литературы им. В. И. Даля.

В 1910 году Комиссаржевский переехал в Москву и открыл свою театральную школу. Мастерская Комиссаржевского готовила универсальных актёров, кроме актёрского мастерства, владевших сценическим движением и вокалом. Среди учеников были Игорь Ильинский и Михаил Жаров. На основе Школы-студии и при участии ряда бывших сотрудников московского «Свободного театра», Комиссаржевским и В. Г. Сахновским был организован Театр им. В. Ф. Комиссаржевской (1914-1919, 1924-1925). Также Федор Федорович работал режиссером в Театре К. Н. Незлобина, Малом театре, Большом театре и Оперном театре Зимина.

В 1919 году Комиссаржевский оставил Советскую Россию и эмигрировал за границу. Преподавал в Королевской академии драматического искусства. На сценах английских и французских театров ставил пьесы А. П. Чехова, У. Шекспира, А. Милна, Р. Шеридана, А. С. Пушкина и часто сам оформлял свои спектакли.
В 1925 году открыл в Париже частный маленький театр «L’Arc-en-Ciel». После начала Второй мировой войны Комиссаржевский перебрался в США, где поставил среди прочего «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.