Премьера спектакля «СУВОров»
5 июня
1939 г.
5 июня 1939 года в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля «Суворов» по пьесе И. В. Бахтерева и А. В. Разумовского.

Пригласительный билет на спектакль «Суворов». Из фондов СПбГМТМИ.

Во время его подготовки театр проделал большую серьезную работу. Чтобы достоверно передать эпоху и воплотить ее героев, создатели спектакля обращались к историкам, сотрудникам музеев, архивным документам.

Признавая важность затронутой темы и в целом исторически верное ее толкование, критики в то же время указывали на некоторые художественные недочеты, допущенные как драматургами, так и режиссером А. А. Музилем. Авторы, по мнению рецензентов, перенасытили пьесу событиями и персонажами, из-за чего действие казалось растянутым, а отдельные герои невнятно прорисованными и даже лишними. Эти недостатки заметно отразились на спектакле. Некоторые сцены получились обедненными, исполнение — неровным. Постановщика упрекали в плохой проработке части мизансцен.

В.В. Кабатчекнко — Фогель. Из фондов Александринского театра.
Л.Я. Дубицкая — Долгорукая. Из фондов Александринского театра.
Я.О.Малютин — Потёмкин. Из фондов Александринского театра.
В.В. Меркурьев — Прохор Дубасов. Из фондов Александринского театра.
В.Г. Гайдаров — Вейсфален. Из фондов Александринского театра.
П.И. Лешков — Кутузов. Из фондов Александринского театра.
М.Л. Никельберг — Павел I. Из фондов Александринского театра.
А.С.Любош — Тотлебен. Из фондов Александринского театра.
Однако были в спектакле и бесспорные творческие победы. Сильное впечатление производила игра К. В. Скоробогатова, воплотившего образ великого полководца. Суворов Скоробогатова стал стержнем спектакля, его главным достижением. Актер создал глубоко содержательный, многогранный и яркий образ. Б. О. Костелянец справедливо писал: «образ Суворова поражает своей цельностью — здесь все, начиная с грима, физического облика, манеры двигаться, и кончая разговорными интонациями, характером подачи реплик, необычайно выразительными позами, которые он придает своему телу в двух-трех кульминационных моментах спектакля — служит единой художественной задаче».*
А критик Б. Л. Бродянский, в свою очередь, категорично заявлял: «только один Скоробогатов реализмом игры поднимается над этой разноголосицей исполнения», и «стоит лишь на мгновение отвлечься от Суворова-Скоробогатова […], как интерес зрителя неизбежно слабеет». *

Роль Суворова была одной из самых значительных в творческой биографии актера. Работе над ней Скоробогатов посвятил целую главу в своей книге «Жизнь и сцена», где подробно рассказал о собственном восприятии выдающейся личности и поставленных перед собой задачах для наиболее точного и выразительного ее воплощения.

К.В. Скоробогатов в роли Суворова. Из фондов Александринского театра.

Костелянец Б. Два спектакля о Суворове // Резец. 1939. № 15-16. С. 29.
Бродянский Б. Образ народного полководца // Искусство и жизнь. 1939. № 7. С. 33, 32.
В числе всего того, что помогало актеру осуществить замысел, особое место занимало художественное оформление спектакля – вдохновенное творение И. Я. Билибина. «Я как-то удивительно свободно почувствовал себя в созданной им сказочной атмосфере спектакля. Она поразительно точно соответствовала характеру Суворова и совпадала с моей интерпретацией этого образа», — признавался Скоробогатов.*
Скоробогатов К. В. Жизнь и сцена. Ленинград, 1970. С. 245.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник И. Я. Билибин.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник И. Я. Билибин.
Спектакль долго держался в репертуаре театра и особенно был востребован в годы Великой Отечественной войны. Впоследствии, как пьеса, так и постановка были существенно переработаны, и в декабре 1948 года «Суворов» получил второе рождение на сцене Театра драмы имени А. С. Пушкина под названием «Полководец Суворов».