Феодосия Александровна Снеткова
7 июня
1838 г.
«я всегда считала, что или должна всецело принадлежать театру...
или совсем стать им чужой».
— фанни снеткова —
7 июня 1838 года родилась драматическая актриса Феодосия Александровна Снеткова (по мужу Перфильева, по сцене Снеткова 3-я или Фанни Снеткова).

Ф. А. Снеткова. Конец 1850-х гг.

Современники называли ее «царицей грез театрального Петербурга» и самой поэтичной инженю, считали, что в привлекательности она не уступает самой Асенковой. М. С. Щепкин хвалил за «художественное чутье», а А. Н. Островский хотел, чтобы именно она играла Катерину на петербургской премьере «Грозы».


Еще будучи воспитанницей петербургского императорского Театрального училища Снеткова сыграла Ольгу в спектакле «Владимир Заревский», после чего А. И. Вольф отметил, что «в декабре 1856 года наша сцена сделала драгоценное приобретение в лице Фанни Снетковой»*.


Вольф А. И. Хроника петербургских театров. Санкт-Петербург, 1877. Ч. 3. С.12
Придя в театр, она уже в своих первых ролях, в основном, в третьесортных мелодрамах, привлекла симпатии публики. Даже в слабых пьесах она была необычайно выразительна, например, в пьесах безнадежно влюбленного в нее актера и режиссера И. Е. Чернышева «Не в деньгах счастье», «Отец семейства», «Испорченная жизнь».

Увидевший ее в 1860 году в спектакле «Предубеждение, или не место красит человека, а человек место» П. Д. Боборыкин писал о роли Настеньки: «До сих пор я еще не видел ни в Москве, ни в Петербурге, такой изящной, красивой и привлекательной по тону актрисы на молодые роли».*

Среди других ролей Снетковой: Софья в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Ольга в «Нахлебнике» И. С. Тургенева, Офелия в «Гамлете» У. Шекспира, и, конечно, Катерина в «Грозе» А. Н. Островского.

Ф. А. Снеткова. Конец 1850-х гг. Из фондов СПбГМТМИ.

Боборыкин П. Три любимицы // Артист. 1890. № 11. С. 35.

Ф. А. Снеткова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. 1859 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Спектакль «Гроза» вызвал настоящий фурор. Анонимный обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» писал о том, что автора вызывали несколько раз, равно как и исполнителей, а г-жу Снеткову вызвали даже посреди акта, после того как Катерина бросается в пруд, так что ей «пришлось выйти из воды сухою».

Как писал П. Боборыкин для зрителей, впервые увидевших спектакль, образ Катерину слился навсегда именно с этой актрисой. «Натура Катерины страстно сдержанная, с налетом наивной
религиозности, поэтически чувственная, склонная к уколам совести, к трагическим позывам раскаяния — нашла в Снетковой особенно чуткую толковательницу. Все в ней подходило к такому психическому типу: тон, характер красоты, что-то угнетенно-порывистое и таинственное, под чем чувствовался огонь страсти. Это и заставляло мириться с отсутствием разных чисто бытовых черт в говоре и жестах».*
.





Боборыкин П. Три любимицы // Артист. 1890. № 11. С. 37.
Снетковой предстояла блестящая карьера, но ее актерский век уложился в семь лет. В 1863 году она вышла замуж за гвардейского офицера С. С. Перфильева и оставила сцену. Муж вышел в отставку, был мировым судьей в Москве, где супруги и провели всю жизнь.
«Петербургская публика лишилась своей любимицы — и не по собственной вине. Все друзья театра глубоко сожалели об этом, почти внезапном, уходе с подмосток актрисы, только что входившей в полное обладание своими творческими силами. Потеря была обидная и безвозвратная. Выход замуж и радости семейной жизни навсегда пересилили. Звание безусловной любимицы не на столько оказалось привлекательными, чтобы связать навеки судьбу молодой, цветущей девушки с театром, его торжествами и бурями», — сожалел П. Боборыкин.*

В 1909 году корреспондент газеты «Обозрение театров» взял интервью у первой исполнительницы роли Катерины. «Как я играла? Да разве можно на это ответить? Знаю только, что любила я эту роль, особенно последний акт! В нем я жила! Иногда я вспоминаю, как я играла. Выпадали такие дни, что охватывала тоска по сцене. Я запиралась и говорила свои любимые роли. Конечно, чаще всего роль Катерины», — вспоминала пожилая актриса.*

Ф. А. Снеткова. Конец 1860-х гг. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Боборыкин П. Три любимицы // Артист. 1890. № 11. С. 38.
Первая исполнительница Катерины в «Грозе» // Обозрение театров. 1909. 26 нояб. (№916). С. 8.
Ф. А. Снеткова с сыном. 1865 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Ф. А. Снеткова. Конец 1860-х гг. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Подробнее о творчестве актрисы можно прочитать в книге Т. Д. Золотницкой «Фанни Снеткова : ("Царица грез театрального Петербурга")» (Ленинград, 1973), а так же статьи:
Ф-в М. Новая роль г-жи Снетковой 3-й // Театральный и музыкальный вестник. 1858. № 29. С. 347-348.
Боборыкин П. Три любимицы // Артист. 1890. № 11. С.34–38.
Первая исполнительница Катерины в «Грозе» // Обозрение театров. 1909. 26 нояб. (№916). С. 8.