премьера оперы
«Броненосец потемкин»
21 июня
1937 г.
21 июня 1937 года в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова состоялась премьера оперы «Броненосец Потемкин».
И. И. Дзержинский в своей статье сформулировал задачи, поставленные высшим руководством страны — создать классическую советскую оперу «глубоко эмоциональную и волнующую». «В ней широко должна быть использована напевность народной песни, она должна быть по форме предельно доходчивой и понятной. Будучи по своей „технологии“ на уровне последних достижений музыкального искусства, советская классическая опера в то же время ничего не потеряет в своей близости к массам, ясности и доступности своего языка».*
Дзержинский И. И. Создадим советскую классическую оперу // Ленинградская правда. 1936. №19 (№ 6304). С. 3.
Этой задаче в полной мере соответствовала опера Олеся Чишко «Броненосец Потемкин» и её воплощение на сцене Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова.

В основу произведения легла двухактная опера «Буревестник» Владимира Фемелиди, написанная им для радио. После смерти композитора руководство Одесского оперного театра предложило Чишко закончить оперу. Олесь Семенович с энтузиазмом взялся за дело. И стал работать не только над музыкой, но и либретто, так как присланное театром его не устроило. В результате чего, договор с Одесским театром был расторгнут.

Началась работа с Театром им. С. М. Кирова. Здесь к созданию оперы подключились либреттист Сергей Спасский и художественный руководитель театра Арий Пазовский. Благодаря их усилиям появились новые персонажи, музыка и сюжетная часть стали компактнее и выразительнее.

О. С. Чишко. 1940-е гг. Из фондов Музея Большого театра России.

Макет декорации к спектаклю. Художник И. М. Рабинович. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Программка спектакля. Из фондов Московского государственного музея А. С. Пушкина.

Разучивание партий новой героической оперы началось в январе 1937 года и совпало с началом репетиций балета Бориса Астафьева «Партизаны». Спектакль имел большой и заслуженный успех. Отмечалась работа постановщиков спектакля – режиссера Ильи Судакова и художника Исаака Рабиновича.

Особое впечатление производили сцены уборки корабельной палубы, поднятия флага, восстания. Оформление корабельных сцен, световые перспективы; сцена встречи с эскадрой были невероятно реалистичны и правдивы.

Партию Вакулинчука исполнил Василий Луканин. Его предсмертная ария во втором действии – одно из наиболее сильных мест спектакля. Образ матроса Матюшенко на сцене создал Григорий Нэлепп. Его игра характеризовалась энергичностью, порывистостью, динамикой. Вокальное исполнение не отставало от сценического. В частности, отмечалось высокое исполнение песни о ветре – «с большим вокальным мастерством и первоклассным музыкальным и художественным вкусом».*
Фрейдков Б. Г. Нэлепп – Матюшенко // Рабочий и театр. 1937. № 7. С. 56.
Вслед за постановкой в Ленинграде Всесоюзным комитетом по делам искусств при СНК СССР было решено показать оперу в Государственном дважды ордена Ленина академическом Большом театре. Премьеру назначили на 29 декабря 1937 года.
Сцена из спектакля Большого театра (Москва). 1937 г. Из фондов Российского национального музея музыки.
Сцена из спектакля Большого театра (Москва). 1937 г. Из фондов Российского национального музея музыки.