Вера Леонидовна
Юренева
22 июня
1876 г.
22 июня 1876 года в Москве родилась обладательница «самого искреннего», по мнению современников, актерского дарования — Вера Леонидовна Юренева (урожденная Шадурская).

В. Л. Юренева. 1915-1920-е гг. Из фондов НГИАМЗ.

Как писала Вера Леонидовна о себе: «Моей основной темой была тема любви... как всеопределяющего содержания жизни женщины... А правдивое и глубокое изображение страданий от любви представлялось достойной искусства, высокой задачей»*.

Ее детство прошло в Ташкенте. По приезде в Санкт-Петербург окончила Петербургское театральное училище. Была ученицей В. Н. Давыдова. Будучи на 2-м курсе, Юренева выступала в составе хора «Ипполит», а по окончании, один сезон провела в составе труппы Александринского театра.

С 1919 по 1955 год служила в различных театрах Петербурга, Москвы, Одессы, Киева, Харькова, Новочеркасска и других. В 1939–1947 выступала как чтица, исполняя произведения Э. Золя, П.-Ж. Беранже, А. П. Чехова.
Юренева В. Л. Записки актрисы. Москва; Ленинград, 1946.
В 1913–1917 годах Вера Леонидовна много снималась и была одной из наиболее интересных и известных актрис того времени. Снималась в основном на киностудии А. А. Ханжонкова в фильмах «Обрыв» (1913), «Женщина завтрашнего дня», «Королева экрана» (1916), «Невеста студента Певцова» (1916), «Товарищ Елена» (1917). Автором сценариев всех фильмов, кроме «Обрыва», был ее муж, драматург, поэт и переводчик Александр Сергеевич Вознесенский.


В 1920–1922 и 1936–1939 годах Вера Леонидовна служила в Александринском театре. На ее счету множество запомнившихся зрителям ролей: Зинида («Тот, кто получает пощечины»), графиня Митси фон Гаторб («Канцлер и слесарь»), Грета («Эуген Несчастный») и другие. В 1923 году состоялись премьеры по пьесам «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира и «Гроза» А. Н. Островского, где актриса исполнила наиболее любимые для себя в этот период творчества роли Клеопатры и Катерины.

В.Л.Юренева в роли Греты в спектакле «Эуген Несчастный» Петроградского драматического театра. 1923 г. Из фондов СПбГМТМИ


В.Л.Юренева в роли Бронки в спектакле «Снег» Театра Незлобина. 1911 г. Из фондов Музея-заповедника А.Н.Островского «Щелыково».

О Юреневой много писали в прессе того времени: «Юренева, конечно, мало напоминала нильскую змейку и вообще так называемую историческую Клеопатру. Она была Клеопатрой от Гамсуна. Но в этой транскрипции она была местами великолепна. Игра Юреневой ассимметрична, иррациональна, но в этой ассиметричности, в этих бросках из одного плана в другой, в этой иррациональности, в этих непонятных интонациях и выкриках, — масса обаяния»*.

«Юренева всегда волнует неожиданностью и необычностью интонаций и движения. Слушаешь — и не знаешь, как скажет актриса следующую фразу, смотришь, и не угадаешь, что будет дальше. Поэтому, когда на сцене Юренева — в зрительном зале напряженность внимания, боязнь пропустить незаметную деталь, легкий оттенок тона в общей красочности рисунка»*.


В 1935 года актрисе присвоено звание Заслуженная артистка РСФСР.
Азов Вл. Портной Иванов из Лондона и Парижа // Жизнь искусства. 1923. № 6 (13 февр). С. 12-13.
ШАЭ. Наши портреты: В. Л. Юренева // Обозрение театров и спорта. 1922. № 27. С. 8.
Азов Вл. Портной Иванов из Лондона и Парижа // Жизнь искусства. 1923. № 6 (13 февр). С. 12-13.
ШАЭ. Наши портреты: В. Л. Юренева // Обозрение театров и спорта. 1922. № 27. С. 8.