Николай Васильевич Гоголь

1 апреля
1809 г.
1 апреля 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии в помещичьей семье родился великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь.
Николай Васильевич был связан с театром с детских лет. Его отец, В. А. Яновский, человек веселого нрава и не лишенный юмора, увлекался литературой и писал легкие комедии для домашнего театра своего богатого соседа и приятеля Трощинского, знатного сановника и министра времен Екатерины Великой, Павла I и Александра I. Трощинский устраивал в своем пышном имении празднества, сопровождавшиеся спектаклями. Эти празднества с театральными представлениями навсегда запечатлелись в сознании юного Гоголя.
Позднее Гоголь выступал на сцене в гимназические годы в Нежине. Лицеисты по праздникам играли на небольшой сцене комические и драматические пьесы как готовые, так и собственного сочинения. Однажды они сочинили пьесу из малороссийского быта, в которой немую роль дряхлого старика малоросса взялся сыграть Гоголь. По воспоминаниям свидетелей, на сцену вышел какой-то старик, в простом кафтане, в барашковой шапке и в чисто натертых сапогах. Опираясь на палку и покряхтывая, он сел на скамейку. Повздыхав и покашляв, начал зубоскалить и снова кашлять, задыхаясь настолько по-старчески, что все зрители, зная, что старика играет школьник, хохотали неудержимым смехом. Затем старик, успокоившись, встал и, пересекая сцену, своей походкой вызвал еще более сильный смех. Инспектор школы спросил Гоголя, почему он так изобразил старика.
— А как же хотите играть правдивым образом восьмидесятилетнего старика? У бедняги все рессоры ослабели, и винты больше не действуют, — ответил Гоголь. С этого вечера за Гоголем закрепилась слава комика.

Н. В. Гоголь. Литография Э. Дмитриева-Мамонова. 1840-е гг.

В 1829 году Николай Васильевич даже предпринял попытку поступить на сцену Императорского театра, однако согласно отзыву инспектора русской труппы А. Храповицкого, «присланный на испытание Гоголь-Яновский оказался неспособным не только к трагедии или драме, но даже к комедии» и «его можно было бы употреблять разве только что на выход». Однако, не став актером русского театра, Гоголь стал одним из основоположников русского реалистического театра. Несколько пьес Гоголя стали настоящий художественным открытием и совершили настоящий переворот на сцене.

Гоголь смотрел на театр, как на общественную кафедру и придавал ему огромное значение. «Борясь за „драму высокую, вдыхающую невольное присутствие высоких волнений в сердца согласных зрителей“, и за „комедию высокую, верный сколок с общества“, Гоголь в то же время предостерегал против „списывания сцен“, то есть копирования жизни. „В руках таланта все может служить орудием к прекрасному, если только правится высокой мыслью послужить прекрасному“, — не раз повторял он волновавшую его мысль. Этой цели — „послужить прекрасному“ — могут, по мнению Гоголя, и обличительные произведения. „Бывает время, — считал он, — когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости“»*. Став фактом репертуарной афиши в середине XIX века, пьесы Гоголя, не теряя своей злободневности, не сходят со сцены по сей день.

Федорова В. Ф. Русский театр XIX века. Москва, 1983. С. 54.


указ «О даче утренних спектаклей на с. - петербургских театрах во всю Сырную неделю»

1 апреля
1833 г.

«Dura lex, sed lex»

(«Закон суров, но это — закон»)

Именной указ, объявленный директору С.-Петербургских театров министром Императорского двора № 6090 от 1 апреля 1833 года «О даче утренних спектаклей на С.-Петербургских театрах во всю Сырную неделю».

По рапорту Вашего Сиятельства от 27 марта Государь Император высочайше повелеть соизволил: на Императорских С.-Петербургских театрах впредь давать утренние спектакли на масленице во всю неделю, начиная оные в 12 часов и оканчивая в 3 часа по полудни.
Cию монаршую волю я объявляю Вашему Сиятельству к надлежащему исполнению.

Полное собрание законов Российской Империи. – Собр. 2: (1825-1881). СПб., 1834. Т. 8: 1833. № 6090. С. 199