В 1829 году Николай Васильевич даже предпринял попытку поступить на сцену Императорского театра, однако согласно отзыву инспектора русской труппы А. Храповицкого, «присланный на испытание Гоголь-Яновский оказался неспособным не только к трагедии или драме, но даже к комедии» и «его можно было бы употреблять разве только что на выход». Однако, не став актером русского театра, Гоголь стал одним из основоположников русского реалистического театра. Несколько пьес Гоголя стали настоящий художественным открытием и совершили настоящий переворот на сцене.
Гоголь смотрел на театр, как на общественную кафедру и придавал ему огромное значение. «Борясь за „драму высокую, вдыхающую невольное присутствие высоких волнений в сердца согласных зрителей“, и за „комедию высокую, верный сколок с общества“, Гоголь в то же время предостерегал против „списывания сцен“, то есть копирования жизни. „В руках таланта все может служить орудием к прекрасному, если только правится высокой мыслью послужить прекрасному“, — не раз повторял он волновавшую его мысль. Этой цели — „послужить прекрасному“ — могут, по мнению Гоголя, и обличительные произведения. „Бывает время, — считал он, — когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости“»
*. Став фактом репертуарной афиши в середине XIX века, пьесы Гоголя, не теряя своей злободневности, не сходят со сцены по сей день.