И. А. Всеволожский. 1890-е гг. Из фондов СПбГМТМИ.
Деятельность Всеволожского на посту Директора Императорских театров представляет собой целую эпоху в истории русского театра. Однако, несмотря на значительность, она изучена недостаточно глубоко и полноценно. Фигура Ивана Александровича полна противоречий. Его многогранная практика вызывала различные отклики у современников, из-за чего долгое время значимость его роли в театре преуменьшалась. Однако Всеволожский остался в истории не просто как чиновник, но как человек творческий, увлеченный своим делом, досконально изучавший театр и любивший его.
Иван Александрович непрерывно стремился к совершенствованию всей структуры Императорских театров — его смело можно назвать великим театральным реформатором. Первые пять лет своей службы Всеволожский занимался проведением реформ и преобразований, которые способствовали развитию театрального ведомства. Второй период отмечен развитием творческого процесса в Императорских театрах, появлением новых композиторов, созданием целого ряда спектаклей, которые и сегодня составляют славу и гордость русского музыкального театра.*
Всеволожский добился ежегодной субсидии театрам в два миллиона рублей, упразднил должность балетного композитора при театре, благодаря чему привлек к работе Петра Ильича Чайковского и Александра Константиновича Глазунова. Директор создал совет постановщиков, где сценарист, композитор, художник и хореограф объединялись для создания будущего спектакля. Первым примером такого сотрудничества послужила работа над балетом «Спящая красавица».*
«Всеволожский был одним из инициаторов создания журнала "Ежегодник Императорских театров", в котором освещалась деятельность всего театрального ведомства Петербурга, Москвы и провинций».* В настоящее время Ежегодник представляет собой ценнейший источник информации о работе всего ведомства, творческой жизни артистов и сценической истории спектаклей.
Кроме того, в 1889 году Всеволожский принял непосредственное участие в создании нашей библиотеки — Центральной библиотеки Императорских театров.* Он содействовал в выделении отдельного помещения на первом этаже здания Дирекции для библиотеки, лично курировал формирование книжного собрания, оформление залов прекрасными дубовыми шкафами, украшенными бронзовыми лирами, решал многие технические вопросы.*
И. А. Всеволожский. 1892 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Карикатура «Скомороший приказ»: И. А. Всеволожский, П. М. Пчельников, В. П. Погожев. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Особое внимание Всеволожский уделял музыкальному театру, чем и вызывал недовольства современников. Многие считали, что он шел на поводу у вкусов придворно-аристократических кругов, «обращал основное внимание на создание "пышных" постановочных спектаклей, занимаясь главным образом оперно-балетным искусством».*
Как вспоминал Петр Петрович Гнедич, «Островского пьес он не выносил»* и всячески тормозил продвижение их на сцену. «В Петербурге он признавал больше всего балет, потому что туда ездит чаще всего царская фамилия. Затем следовала опера, затем — французский театр, потом — немецкий и на самом конце — русская драма».* Именно это небрежение русским драматическим искусством и вызывало больше всего критики у ведущих актеров-современников Всеволожского — Владимира Николаевича Давыдова, Пелагеи Антипьевны Стрепетовой, Юрия Михайловича Юрьева и др.
Однако знаменитый декоратор и машинист сцены Карл Федорович Вальц вспоминал о нем так: «Всеволожский был едва ли не самым полезным директором в театре за все время моей службы. Культурный, просвещенный человек, он кроме тонкого понимания искусства, обладал еще острым критическим умом, проникавшим во все мелочи театральной повседневности».*
Петра Ильича Чайковского Всеволожский привлек к сотрудничеству с Мариинским театром не без помощи своего дипломатизма. «Воспользовавшись вопросом царя — отчего не ставят в Петербурге "Евгения Онегина", которого он так любит, Всеволожский немедленно вызвал Чайковского». Так началась работа композитора над балетом «Спящая красавица», поставленным на либретто И. А. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
Карикатура на чиновников Дирекции Императорских театров «Жрецы Аполлона»: И. И. Рюмин, И. А. Всеволожский, В. П. Погожев. Художник И. А. Всеволожский. Из фондов СПбГМТМИ.
Н. К. Черкасов — Лелио
Цит. по: Герасимов Ю., Скверчинская Ж. Черкасов. М., 1977. С. 208
Бартошевич, А. А. О молодых театральных художниках // Искусство и жизнь. 1940. № 9. С. 23-25.