Сергей Павлович Дягилев
31 марта
1872 г.
«Отношение Дягилева к России было совершенно в петровском духе. Он обожал Россию и всё русское до какого-то фанатизма; редко кто вмещал в себе столько национальной гордости… Всё западничество Дягилева было „петровского привкуса”»*
- Александр Бенуа -
31 марта 1872 года родился Сергей Павлович Дягилев. И значение его личности в истории русской культуры невозможно переоценить. Благодаря Дягилеву, русское искусство прочно вошло и в мировую культуру начала XX века.

Цит. по: Сергей Дягилев и русское искусство. Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве. Москва, 1982. Т. 1. С. 3

Л. Бакст. Сергей Павлович Дягилев, портрет с няней. 1905 г.


   Сергей Павлович Дягилев родился в семье офицера и потомственного дворянина. Его раннее детство проходило в Петербурге, позже — до окончания гимназии — в Перми. Дом Дягилевых был центром культурной жизни города, что не могло не сказаться на взглядах мальчика. Именно здесь начал проявляться у Сергея Дягилева настоящий интерес к искусству.

Дягилев-гимназист


Журнал «Мир искусства»



   В 1890 году он вернулся в Петербург, где учился одновременно на юридическом факультете и в консерватории под руководством Николая Римского-Корсакова. Художественная жизнь столицы серьезно повлияла на молодого человека. Юриспруденция и карьера музыканта остались в прошлом. Открыв в себе новый талант, Дягилев с успехом организовал в Петербурге несколько выставок современного искусства, а в 1898 году при поддержке меценатов Марии Тенишевой и Саввы Мамонтова вышел первый номер журнала «Мир искусства» под его редакцией.

Художник Михаил Нестеров вспоминал: «Дягилев и его друзья, главным образом, Александр Бенуа, поставили себе целью — так или иначе завербовать все, что было тогда молодого, свежего, и тем самым ослабить приток новых сил куда бы то ни было. К даровитым, смелым новаторам потянулись все те, кто смутно искал выхода из тупика, в который зашли тогда "передвижники", сыгравшие в 80-х и 90-х годах такую незабываемую роль в русском искусстве. А Дягилев зорким глазом вглядывался в людей и без промаха брал то, что ему было нужно»*.

В. Серов. Портрет Сергея Дягилева. 1904 г.

Нестеров М. В. Эскиз // Ленинград. 1941. № 10. С. 25


С. П. Дягилев. 1916 г.

Но самое важное место в душе Сергея Павловича навсегда занял театр. Неутомимости и энергии Дягилева можно только восхищаться: служба в Дирекции Императорских театров, издание журнала «Ежегодника Императорских театров», мечты о реформе русского балета. И самое главное — организованные им и известные во всем мире «Русские сезоны» — гастрольные выступления артистов Императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы за границей в летние месяцы 1908–1914 годов.
«Так широко, грандиозно и с таким несомненным успехом мог поставить дело только большой ум с огромным вкусом м колоссальной инициативой… Слава, слава Дягилеву!», — писал Илья Репин*.

Репин, И. Е. В аду у Пифона // Биржевые ведомости. 1910. 15 мая. № 11715 (Веч. вып.). С.  4-6

М. Ларионов. Портрет С. Дягилева. 1929 г.