Титульный лист либретто оперы «Der Spiegel von Arkadie» («Волшебное зеркало»). Из фондов Баварской государственной библиотеки. Мюнхен.
Портрет Эмануэля Шиканедера.
Неизвестный художник. Около 1784 г.
Из фондов СПбГТБ
Из фондов СПбГТБ
Он происходил из семьи петербургского купца. Его мать Екатерина Андреевна Кинд всю жизнь любила театр и передала эту любовь своим детям. Поэтому все братья и сестры будущего артиста были увлечены театром и, в разной степени, связаны с ним.
В 1889 году Михаил поступил в петербургское Театральное училище, где его педагогами стали Платон Константинович Красавин, Николай Иванович Волков, Александр Викторович Ширяев, Павел Андреевич Герд, Николай Густавович Легат.
С первого же года занятий Фокин зарекомендовал себя как способный и прилежный ученик. Его даже перевели в число «бесплатных» воспитанников уже на второй год, а не на третий, как это делали обычно. Его годовая оценка по балетным танцам никогда не опускалась ниже 10 при 12-бальной системе!*
В Театральном училище Фокин начал увлекаться практически всеми видами искусства. Регулярно посещал Александринский театр и имел возможность наблюдать за репетициями таких мастеров русской драмы как Константин Александрович Варламов, Мария Гавриловна Савина, Варвара Васильевна Стрельская, Владимир Николаевич Давыдов и др.
Одновременно осваивал игру на фортепиано и скрипке, а также овладел игрой на народных инструментах: балалайке, домре, мандоле, мандолине.
Портрет Михаила Фокина. 1909 г. Художник В. А. Серов.
М. М. Фокин в партии Люсьена д`Эрвильи в балете «Пахита» Мариинского театра.
Сразу после окончания Театрального училища в 1898 году Фокин был принят в труппу Мариинского театра. Творческий рост шел дольно интенсивно. Начиная, как и все, в кордебалете, уже с 1904 года артист исполнял почти весь ведущий классический репертуар: принц Дезире в «Спящей красавице», Люсьен д`Эрвильи в «Пахите», принц-Коклюш в «Щелкунчике», Готье в «Голубой георгине», Базиль в «Дон Кихоте», Солор в «Баядерке», Жан де Бриен в «Раймонде», Феб де Шатопер в «Эсмеральде».*
«Фокин был стройным, пропорционально сложенным танцовщиком, с красивыми ногами, способными к большим прыжкам и к мелким движениям».* Невозможно не восхищаться его танцевальными данными: высокий легкий прыжок, изящество, элегантная пластичность и тонкая артистичность. Он в совершенстве овладел академическими балетными правилами и стал ярким представителем классической школы танца. Все это делало Фокина первоклассным исполнителем традиционных балетов.
«Исполнительская манера Фокина, сконцентрировавшая в себе ряд лучших качеств академической традиции, привлекала и своими индивидуальными особенностями. Герои Фокина были активны, ярки, обладали выраженными желаниями и стремлениями, открытым темпераментом, смягченным стилем старых балетов».*
В 1908 году Михаил Фокин познакомился с Сергеем Дягилевым. Так началось сотрудничество танцовщика с объединением «Мир искусства» в качестве хореографа.
Жизнь Михаила Фокина сложилась так, что его ученические годы пришлись на период расцвета русского хореографического театра. Это было «золотое время балета, когда окончательно выкристаллизовалась русская школа классического танца, а огромный творческий опыт получил совершенное и законченное сценическое воплощение»*. Начало же ХХ века - время, когда Фокин пришел в театр - ознаменовалось глубоким кризисом балета. Его личность, как балетмейстера, «складывалась в условиях происходившей на рубеже веков ломке старых норм и возникновения новых течений, стилей, форм, отражавших современное мироощущение»*.
Фокин выступил против канонических и примитивных форм и выразительных средств. Его главным требованием было «не составлять комбинации из готовых и установившихся движений, а создавать в каждом случае новую форму, соответствующую сюжету, форму наиболее выразительную, способную изображать эпоху, и характер представляемого народа»*. Классическому танцу рубежа XIX-XX веков Фокин противопоставлял классический танец эпохи романтизма. Однако его реформация была бы невозможна без понимания и владения многовековой практикой балетного театра. Он не отказывался от прежних традиций, но трансформировал и обогащал то, что уже существовало.
М. М. Фокин и В. П. Фокина. 1916 г. Из фондов ГЦМК.
М. М. Фокин в партии Ивана-царевича в балете «Жар-птица» «Русских сезонов» С. Дягилева. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
С 1910 по 1912 год Фокин создавал свои величайшие балеты: «Жар-Птица», «Шехеразада», «Призрак оперы», «Нарцисс», «Петрушка», «Тамара» и «Дафнис и Хлоя».
В лучших балетах Фокина сформировалась и выразилась его творческая тема. Мир его постановок – это радостный и пьянящий, захватывающий, но скоротечный праздник, заканчивающийся для главных героев, чаще всего, трагически. «Сами герои, несмотря на все обстоятельства, энергичные или пассивные, страстные или поэтичные, всегда была яркими личностями. Они противостояли обстоятельствам и погибали, лишь исчерпав все свои силы и возможности».*
Михаил Фокин вошел в историю балета как великий новатор и реформатор. Главная заслуга его творческой деятельности в том, что он смог изменить направление движения хореографического театра и развернуть его к смежным искусствам (музыке, драматическому театру, живописи), что во многом обогатило балет.
В фондах Театральной библиотеки хранится уникальный архив балетмейстера, основу которого составляют документы, переданные в начале 1960-х годов сыном танцовщика Виталием.