Дина Морисовна Шварц
27 апреля
1921 г.
27 апреля 1921 года родилась театровед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984) Дина Морисовна Шварц.

Это имя так много говорит всем тем, кто хорошо помнит театральный Ленинград. Придя в 1956 году в Большой драматический театр вместе с Георгием Александровичем Товстоноговым, Дина Морисовна много лет оставалась бессменным завлитом театра. Кирилл Юрьевич Лавров вспоминал: «Дина была верным человеком. Ее жизнь вообще заставляет меня верить в то, что на свете бывают верные люди. И хотя я верю в это все меньше — она, Дина Морисовна Шварц, — огромный и замечательный пример творческой и человеческой верности».
Литературный дар, высочайший профессионализм, трудолюбие и преданность, истинная преданность Дины Морисовны театру, вошли в легенду.

Г. А. Товстоногов и Д. М. Щварц


Д. М. Щварц

Отвечая за литературную часть, она влияла на репертуар, следила за тем, что пишут главные драматурги страны, открывала и привлекала в театр новых авторов, делала инсценировки прозы и, конечно, работала с критиками. Лучшие спектакли товстоноговского БДТ связаны с именем Дины Морисовны: «Три мешка сорной пшеницы» (1974), «Тихий Дон» (1977), «Фома» («Село Степанчиково и его обитатели») (1996). При ее непосредственном участии создавались такие пьесы, как «Правду! Ничего, кроме правды!!!», «Третья стража», сценические редакции пьес «Беспокойная старость», «Ханума», «Варвары», «Мещане», «Дачники», «Ревизор».
С Георгием Александровичем они проработали вместе 40 лет.
Они как никто понимали друг друга. Георгий Александрович доверял ей безоговорочно и однажды написал: «Я не взялся бы описать идеального завлита. Вероятно, каждый руководитель театра сделает это по-своему. Со своей стороны я бы просто сослался на Д. М. Шварц. Свои спектакли я могу ставить и без ее помощи. Но мне невозможно представить себе, как без ее участия я мог бы строить свой театр».

Много лет Дина Морисовна записывала свои впечатления — от предвоенных юношеских до 1980−1990-х годов. Эти дневники, опубликованные в 2001 году, поражают глубиной, естественностью и искренностью размышлений о жизни, о людях, о театре, о годах работы с Георгием Александровичем.*

Г. А. Товстоногов и Д. М. Щварц

Шварц Д. М. Дневники и заметки. Санкт-Петербург, 2001. 408 с.

премьера БАЛЕта
«ледяная дева»
27 апреля
1927 г.
27 апреля 1927 года в Ленинградском театре оперы и балета состоялась премьера балета «Ледяная дева» на музыку Эдварда Грига. 
Этот юбилейный спектакль в постановке Федора Васильевича Лопухова был приурочен к 20-летию творческой деятельности балетмейстера.


Инструментовку музыки, собранной из написанных для рояля, камерных произведений Э. Грига, осуществили дирижеры театра Борис Владимирович Асафьев и Александр Васильевич Гаук. Яркое, красочное оформление, сделанное Александром Яковлевичем Головиным для постановки балета «Сольвейг» 1922 года, использовали без изменений.


Премьера оказалась, несомненно, удачной. «Лопухов придал северной легенде об обреченной девушке обрядовую, почти трагическую серьезность ˂…˃ „Ледяная дева”, как законченное произведение должна по праву занять одно из лучших мест в репертуаре нашей балетной сцены!», — писал выдающийся критик, историк и теоретик балета И. И. Соллертинский.*


Ф. В. Лопухов.

Соллертинский И. И. «Ледяная дева» (юбилейный спектакль балетмейстера Ф. В. Лопухова) // Ленинградская правда. 1927. 29 апр.
«Стилизованные, яркие и красочные костюмы Головина без остатка поглощают бытовой колорит, намечаемый в движении, вовлекают его в стилизацию и тем самым обесцвечивают быт ради красочного, но нетеатрального, недейственного зрелища для глаз», — писал известный театровед и театральный критик А. А. Гвоздев.*
Гвоздев А. Ледяная дева // Жизнь искусства. 1927. № 18. С. 5.
Эскиз женских костюмов. Художник А. Я. Головин. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Л. С. Леонтьев в партии отца Асака. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз костюма отца Асака. Художник А. Я. Головин. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Соллертинский отмечал, что данная крупная хореографическая постановка явилась истинным танцевальным спектаклем, представившем собой захватывающее зрелище.* Необычная хореография, «хитросплетения акробатических фигур, скульптурность поз, бодрый ритм» — вызывали восторг зрителей.

Гвоздев, придирчиво анализируя особенности постановки, подчеркивал, что «здесь нет отхода от балетной классики, так как вся установка взята не на выразительность и эмоционально заразительную силу движения, а на его чисто внешнюю, формальную декоративность. Тем самым сценический танец сводится на игру форм, в чем нельзя не усмотреть главного нарушения прав театра — его права быть выразительным и содержательным искусством».*
См.: Соллертинский И. «Ледяная дева» // Соллертинский И. Статьи о балете. Ленинград, 1973. С. 16-17.
О. П. Мунгалова (Сольвейг) и П. А. Гусев (Асак). Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз костюма Сольвейг. Художник А. Я. Головин. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Б. Н. Комаров в парии Зимней птицы. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскизы костюма Сороки. Художник А. Я. Головин. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Танцевальные партии были представлены: Ольгой Петровной Мунгаловой (Ледяная дева и Сольвейг), Петром Андреевичем Гусевым (Асак), Леонидом Сергеевичем Леонтьевым (отец Асака), Борисом Николаевичем Комаровым (Птица), Андреем Васильевичем Лопуховым (Дружко).
Особое впечатление произвела артистическая индивидуальность Ольги Мунгаловой. Невероятно трудный по рисунку, почти акробатический танец исполнялся в захватывающем ритме необычайно легко. Гвоздев назвал исполнение балериной партий Ледяной девы и Сольвейг «блестящим».


Спектакль входил в репертуар театра более десяти сезонов, прошел 68 раз и всегда пользовался у зрителей большим успехом.

О. П. Мунгалова в партии Сольвейг. Из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Бродерсен Ю. «Ледяная дева» в Ак-балете // Рабочий и театр. 1927. № 18. С. 9-10.