Плакат к спектаклю. Художник Н. П. Акимов. Из ГМИ СПб.
Н. П. Акимов создал сценическую композицию по рассказам «Пропащее дело», «Шило в мешке», «От нечего делать», «Гость», «Ниночка», «Рассказ госпожи Н. Н.», «Водевиль», «Месть женщины», «Трагик поневоле», «Юбилей», «На даче», «Человек в футляре» так, что они воспринимались со сцены как завершенные пьесы, согретые мягким чеховским юмором. При этом «сами чеховские рассказы остались неприкосновенными. Они не инсценированы в обычном смысле, а прочитаны театром. И оказалось, что они, каждый по-своему, обладают своеобразной драматургией, что их можно рассказать на языке сцены, не посягая на самый текст»*.
Чередование комедийных и драматических сцен было умно и тонко включено в единую атмосферу спектакля благодаря присутствию в нем Ведущего в исполнении А. Д. Подгура, и особенностям оформления спектакля, которое заключалось в монтаже быстро сменявших друг друга фрагментарных обозначений мест действия.
При всем традиционном решении сценографии, Акимов сочинил такой образ, который вынес его за пределы сцены, отделив от непосредственного действия. Этим образом стал характерный предмет, принадлежавший самому Чехову, — его пенсне.
Но больше других было отмечено исполнение Николаем Николаевичем Трофимовым роли Ивана Ивановича Толкачева в сценке «Трагик поневоле» и Еленой Владимировной Юнгер заглавной роли в моноспектакле «Рассказ госпожи Н. Н.».
Сила Трофимова, по мнению Ю. Л. Алянского, в мимике, в жесте, в многообразной пластике. В трагической повести «страданий» Толкачева от невыносимой дачной жизни Трофимов дал волю своей фантазии: «на словах: "Я понимаю, быть мучеником идеи…" – вдруг превращается в нечто вроде Джордано Бруно, вздернутого на дыбу. Слова: "Крови жажду, крови" – Трофимов произносит с тихим удивлением и некоторым непониманием того, зачем, собственно, ему понадобилась кровь… А рассказ о дачных комарах и тенорах становится у актера целым сатирическим и одновременно трагедийным микроспектаклем».*
Юнгер в сцене «Рассказ госпожи Н. Н.» почти не покидает своего кресла. Но, с тончайшим мастерством проведенный монолог овладевал волнением зрителей надежнее, чем острые мизансцены и постановочные эффекты. «Образ одиночества и напрасно загубленной жизни, догорающей, как камин, красные отблески которого освещают лицо героини, глубоко несчастной, ибо люди так часто не умеют найти пути друг к другу, не решаются переступить призрачные, искусственные перегородки, разделяющие их».*
Программа спектакля. Художник Н. П. Акимов. Из ГМИ СПб.