открытие БДТ спектаклем «Дон Карлос»

15 февраля
1919 г.

15 февраля 1919 года в Большом зале Консерватории состоялся спектакль по драматической поэме Ф. Шиллера «Дон Карлос». Так начал свою деятельность Большой драматический театр.
Учрежденный по инициативе Марии Фёдоровны Андреевой — комиссара по театрам и зрелищам, актрисы и гражданской жены Максима Горького, — он был основан как «героический театр для героических людей». Горький, ставший идейным вдохновителем БДТ, видел в нём прежде всего средство создания человека новой, революционной эпохи. Председателем директории (проще говоря, худруком) был назначен Александр Блок. Поэт мечтал создать «театр великих слез и великого смеха» и до своей смерти в 1921 году занимался воспитанием его новой публики.


Первая премьера БДТ стала своеобразным манифестом, определившим его лицо. Режиссеру Андрею Лаврентьеву, выходцу из МХТ и ассистенту Всеволода Мейерхольда, удалось поставить роскошное зрелище с лучшими актерами той поры. «Апостола свободы», как называл маркиза Поза Луначарский, сыграл любимец Мейерхольда известный трагик Юрий Юрьев. Роль короля Филиппа II исполнил знаменитый артист оперетты Николай Монахов. Заглавную роль отдали Владимиру Максимову, признанному королю немого кино, имевшему к тому времени на своём счету около 60 фильмов.
Оформлением спектакля занимался Владимир Щуко. Будущий созидатель сталинского ампира придумал конструкцию с порталом в виде каменной стены с башнями и аркой. Внутри арки сменялись задники, поражавшие своей монументальностью. Как писала искусствовед Надежда Хмелева: «В этом грандиозном и патетическом мире не было места человеческим чувствам, здесь если страсть — то тираноборческая, если трагедия — то революционная. Художник делал все, чтобы избавиться от малейших проявлений быта и интимности — сокращал до минимума мебель, изгонял со сцены все мелкие предметы, просил актеров не сидеть, а только стоять и ходить»*.

Наше наследие. 2005. № 73. С. 128-141

Представление шло пять часов. Здание Консерватории, где его давали, не отапливалось. В помещении царил жуткий холод, но каждый вечер в зале собирались зрители, и никто не уходил.
Спектаклю предшествовало вступительное слово А. Блока, а после представления он расспрашивал работников театра о впечатлениях публики. Поэт с большим удовольствием слушал рассказ о живой и непосредственной ненависти, какую вызвал в зрителях герцог Альба. А десятилетия спустя Товстоногов, вспоминая о тех временах, утверждал, что красноармейцы Петроградского гарнизона шли на Юденича с возгласом: «Бей Альбов».

премьера спектакля «Пигмалион»

15 февраля
1925 г.
15 февраля 1925 года актеры Ленинградского академического театра драмы (Акдрамы) сыграли премьеру спектакля «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу на сцене Малого оперного (бывшего Михайловского) театра.
Режиссером выступил Леонид Сергеевич Вивьен, он же исполнил роль профессора Хиггинса. Евгения Михайловна Вольф-Израэль играла Элизу, Анатолий Павлович Нелидов — Альфреда Хиггинса. Первый раз роль Хиггинса Вивьен исполнил в летний театральный сезон под руководством Николая Васильевича Петрова в Петрозаводске в 1916 году. Видимо, тогда молодой актер уловил тонкий психологический подтекст роли — мудрую иронию и парадоксальность ума Хиггинса, которую и попытался воплотить в первой собственной постановке.

Автор рецензии в журнале «Рабочий и театр»*, указав, что это скорее актерский, а не режиссерский спектакль, особо выделил игру Вивьена, как не только выдерживающую сравнение с предшественниками (Б. Горин-Горяиновым в Александринском театре и С. Надеждиным в Театре Сабурова), но и значительно их превосходящую: «…Блестящая комедийная техника сочетается здесь с тонкой и умной трактовкой образа <…> выразительнейшая и тактичнейшая игра на паузах — настоящий образец академической актерской игры…». Рецензент также выразил надежду, что со временем недочеты в спектакле будут подчищены, а при катастрофической скудности комедийного репертуара театра постановка может послужить некоторым подспорьем и поддержкой кассы.

1925. № 8. С. 15


В статье за подписью С. М-ского в журнале «Жизнь искусства» отмечается легковесность спектакля на потребу буржуазной публики, на которую «…видимо, и ориентировалась Акдрама, возобновляя „Пигмалиона“…».
Под возобновлением рецензент имел в виду постановку Всеволода Эмильевича Мейерхольда 1915 года. По прошествии десяти лет зритель мог сравнить и сравнивал — и режиссуру, и оформление спектакля, и игру актеров — увы, не в пользу Акдрамы. Тем не менее, спектакль играли до конца сезона 1924/1925 годов, и, вопреки утверждению М. С-кого, в репертуарных сводках он периодически входил в перечень «спектаклей для рабочих организаций».
Через двадцать лет, 22 июня 1945 года, на сцене Театра драмы им. А. С. Пушкина прошла премьера «Пигмалиона» в постановке Леонида Сергеевича Вивьена, который опять играл Хиггинса, но уже для жителей несломленного войной и блокадой города.