Премьера спектакля «Скандалисты»

28 февраля
1924 г.
28 февраля 1924 года на сцене Академического театра драмы (Акдрамы) состоялась премьера спектакля «Скандалисты» по пьесе Бернарда Шоу «Её первая пьеса» в переводе Л. Е. Рахта, написанной английским драматургом в 1911 году.
Это был режиссерский дебют Леонида Сергеевича Вивьена на академической сцене.

В спектакле были заняты ведущие актеры театра. Роли исполняли: Граф О’Дауда — Р. Б. Аполлонский; Фанни — Е. А. Редкова; Сесиль Савояр — М. Г. Дарский; Мистер Троттер — Б. Н. Светлов; Мистер Воган — И. Д. Калугин; Мистер Гунн — А. А. Мгебров; Мистер Банальный — В. И. Воронов; Мистер Джильби — А. А. Усачев; Бобби — Е. П. Студенцов; Миссис Джильби — А. Ф. Грибунина; Маргарет — Е. М. Вольф-Израэль; Мистер Нокс — Г. И. Горелов; Дора Деланей — Н. М. Железнова; Миссис Нокс — Н. П. Весеньева; Джеггинс — Л. С. Вивьен; Мистер Дюбалле — Б. А. Горин-Горяйнов; Лакей — Н. В. Левицкий.

С присущим ему остроумием, Шоу рассказал историю о том, как «отец разочаровался в дочери» и вынужден был признать тот факт, что ничего о ней не знает. По сюжету, молодая графиня Фанни написала пьесу, которая исполняется в присутствии четырех критиков. В этой пьесе Фанни описывает скандальный эпизод, связанный с тем, как несколько молодых чопорных мисс и мастеров попадают за дебош в полицию. Отец «драматурга-дебютанта», старый граф О’Дауда, с ужасом узнает, что все рассказанное в пьесе действительно произошло с его дочерью, которая оказывается суфражисткой и героиней уличного скандала.*

Л. Н. Вивьен. 1930-е гг. Из фондов Александринского театра.

Программы театров // Музыка и театр. 1924. № 11 (25 марта). С. 11


Эскиз костюма графа О'Дауда. Художник А. А. Оль. Из фондов ГМИ СПб.

«Постановка задумана Л. С. Вивьеном в двух планах. Пролог и эпилог будут поставлены в стиле английского возрождения и будут происходить на просцениуме, для чего пишется специальный портал, сама же пьеса пойдет в манере современного гротеска в соответствующих декорациях», — оповещали зрителей о предстоящем театральном событии в прессе.*

Зрителям спектакль полюбился и шел с большим успехом. В сезоне 1923/1924 гг. «Скандалисты» были показаны 15 раз, в сезоне 1924/1925 гг. — 3 раза.

Критика также чрезвычайно благосклонно отнеслась к спектаклю. «Убедительно и остроумно выявлен конфликт между "отцами и детьми" путем противопоставления косности, автоматизма, схематизма — гибкости, подвижности, "жизненности". Такое совмещение двух противоположных стилей (гротеск и реализм) здесь вполне уместно, ибо освещает драматургический замысел».*

Особых похвал были удостоены костюмы и декорации, выполненные по эскизам и рисункам Андрея Андреевича Оля.

Хроника // Театр. 1924. 12 февр. С. 15

Мокульский С. Академическая драма («В царстве скуки», «Скандалисты») // Ленингр. правда. 1924. 7 марта; То же.: Леонид Сергеевич Вивьен : актер, режиссер, педагог : [сборник]. Ленинград, 1988. С. 310

Эскиз декорации к спектаклю. Художник А. А. Оль. Из фондов ГМИ СПб.
Премьерная афиша спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.
«В этих декорациях отчетливо видна рука архитектора, большого мастера. В модернизированном виде использует он свои любимые мотивы — длинные диваны-скамьи с высокими спинками поставлены под углом вдоль стен, камины из кирпича и естественного камня, дощатые некрашеные полы, окна с мелкой расстекловкой. Но трактовка этого уютного и немного старомодного (форма высоких часов, кресла) интерьера звучит современно, в духе 20-х годов благодаря сдвинутым плоскостям стен, резкой графике обоев (синие полосы чередуются с белыми)».*

Быкова Г. Д. Андрей Оль // Мастера архитектуры. Ленинград, 1976. С. 46-77.