Постановщиком стал Георгий Александрович Товстоногов, режиссером выступила Роза Абрамовна Сирота. Художественным оформлением занимался Семен Соломонович Мандель, а музыкальной частью – композитор Модест Ефимович Табачников.
Спектакль, как и сама пьеса, в первую очередь стал историей о любви. О чувстве, которое способно не просто изменить человека, но и открыть в нем лучшие стороны души, помочь осознать нечто важное как про самого себя, так и про жизнь в целом. «Своеобразие "Иркутской истории" в том и заключается, что в любви и творчестве ее героев открывается нам их всеобъемлющая нравственная новизна», — писал известный театральный критик Сергей Львович Цимбал.*
Основное сценическое решение — это воплощение действующих лиц в едином хоре, из которого по ходу спектакля выделялись три главных персонажа: Сергей Серегин (Иннокентий Михайлович Смоктуновский), Виктор Бойцов (Павел Борисович Луспекаев) и Валя (Татьяна Васильевна Доронина).
Программа спектакля. Из фондов Музея МХАТ.
Обложка журнала «Театральный Ленинград» со сценой из спектакля. Из фондов СПбГТБ.
При создании спектакля постановочная группа стремилась «к лиризму и мечтательности — к той суровой и строгой, сдержанной и ясной простоте, которая неизменно отличает истинно человеческое в человеке».*
Спектакль можно назвать успешным во многом благодаря удачному исполнению ролей двух героев-антагонистов: Сергея Серегина и Виктора Бойцова.
Это действительно очень различные и во многом противоположные образы — живущий напряженной внутренней жизнью Сергей и напористый, сильно уверенный в себе Виктор. «Но это различие ни в коем случае не мешает им обоим быть людьми, умеющими жить в полную меру своей души, своих убеждений и своих привязанностей».*