ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ
«ИРКУТСКАЯ ИСТОРИЯ»

5 марта
1960 г.
5 марта 1960 года в Большом драматическом театре им. М. Горького состоялась премьера спектакля «Иркутская история» по пьесе Алексея Николаевича Арбузова.

Постановщиком стал Георгий Александрович Товстоногов, режиссером выступила Роза Абрамовна Сирота. Художественным оформлением занимался Семен Соломонович Мандель, а музыкальной частью – композитор Модест Ефимович Табачников.


«Иркутская история» написана как лирический рассказ о судьбе трех молодых людей, каждый из которых проходит серьезное и суровое жизненное испытание.*

Спектакль, как и сама пьеса, в первую очередь стал историей о любви. О чувстве, которое способно не просто изменить человека, но и открыть в нем лучшие стороны души, помочь осознать нечто важное как про самого себя, так и про жизнь в целом. «Своеобразие "Иркутской истории" в том и заключается, что в любви и творчестве ее героев открывается нам их всеобъемлющая нравственная новизна», — писал известный театральный критик Сергей Львович Цимбал.*


Основное сценическое решение — это воплощение действующих лиц в едином хоре, из которого по ходу спектакля выделялись три главных персонажа: Сергей Серегин (Иннокентий Михайлович Смоктуновский), Виктор Бойцов (Павел Борисович Луспекаев) и Валя (Татьяна Васильевна Доронина).


Программа спектакля. Из фондов Музея МХАТ.

См.: Цимбал, С. В преддверии чудес будущего… // Вечерний Ленинград. 1960. 21 марта. С. 3.
Цимбал, С. В преддверии чудес будущего… // Вечерний Ленинград. 1960. 21 марта. С. 3.
И. М. Смоктуновский в роли Сергея Серёгина. Художник А. И. Костомолоцкий. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Т. В. Доронина в роли Вали. Художник А. И. Костомолоцкий. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
П. Б. Луспекаев в роли Виктора Бойцова. Художник А. М. Галеркин. Из фондов СПбГМТМИ.

Обложка журнала «Театральный Ленинград» со сценой из спектакля. Из фондов СПбГТБ.

Хор стал выражением романтического характера пьесы и позволил зрителю эмоционально подключиться к жизни героев, полноценно прожить всю историю вместе с ними. «Из хора выйдут и другие — те, кто тоже участвует в этой истории. Они будут снова возвращаться туда, на ступени, вместе со всеми думать, радоваться, горевать, как бы связывая воедино зал и сцену, превращая самих зрителей в один огромный хор».*

При создании спектакля постановочная группа стремилась «к лиризму и мечтательности — к той суровой и строгой, сдержанной и ясной простоте, которая неизменно отличает истинно человеческое в человеке».*


Спектакль можно назвать успешным во многом благодаря удачному исполнению ролей двух героев-антагонистов: Сергея Серегина и Виктора Бойцова.


Это действительно очень различные и во многом противоположные образы — живущий напряженной внутренней жизнью Сергей и напористый, сильно уверенный в себе Виктор. «Но это различие ни в коем случае не мешает им обоим быть людьми, умеющими жить в полную меру своей души, своих убеждений и своих привязанностей».*

И. М. Смоктуновский в роли Сергея Серёгина. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Т. В. Доронина в роли Вали. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
П. Б. Луспекаев в роли Виктора Бойцова. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Если Смоктуновскому удается с присущей ему актерской тонкостью изобразить цельность и значительность его героя, не используя экспрессивных выразительных средств, то Луспекаев рисует буйный и противоречивый характер резкими и широкими мазками, не смягчая оттенки и не приглушая тонов.*
Возлюбленная Сергея и Виктора Валя также стала важной частью спектакля. Несмотря на некоторые неровности игры, в исполнении Дорониной было главное: становление характера персонажа.* Выразительной деталью роли стал отрывистый свист. Валька посвистывает в начале спектакля, отчаянно ставя на карту судьбу отношений с двумя мужчинами. Но уже спустя год, поссорившись с Сергеем, который стал ее мужем, она не может засвистеть, как прежде, потому что стала совсем другой.
«Действующие лица пьесы Арбузова по-настоящему интеллектуальны, поступки их
решительны, каждый раз неожиданны, но в то же время глубоко закономерны.

Пьеса покоряет особой человечностью, которой так часто не хватает многим нашим пьесам и которую обязательно хочется передать в спектакле. Передать поэтичность, лирику, юмор, создать живые и убедительные характеры», — считал Г. А. Товстногов.*
П. Б. Луспекаев в роли Виктора Бойцова, И. М. Смоктуновский в роли Сергея Серёгина.
П. Б. Луспекаев в роли Виктора Бойцова, Т. В. Доронина в роли Вали.
Товстоногов Г. А. «Иркутская история» А. Арбузова // Театральный Ленинград. 1960. № 11 (9–15 марта). С. 10.
Неразрывное сочетание настоящего и будущего в спектакле крайне волновало зрителей. Герои на сцене строили не только ГЭС, покоряя реку Ангару, но и собственную новую жизнь с новыми отношениями. Театр уловил романтически возбужденный тон драматургии и смог воплотить на сцене сочетание величия замыслов и простоты чувств, столь характерное для человеческой жизни. Зрительный зал аплодировал стоя, не скрывая заплаканных глаз и счастливых, одухотворенных лиц…
Эскиз декорации. Художник С. С. Мандель. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз декорации. Художник С. С. Мандель. Из фондов СПбГМТМИ.
К счастью, сохранилась запись спектакля, сделанная в 1961 году и мы можем услышать голоса артистов, ставших театральными легендами.
Радиокомпозиция спектакля Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького. Запись 1961 г.
Марченко Т. Герои середины 20-го века // Ленинградская правда. 1960. 9 марта. С. 3.
См.: Марченко Т. Герои середины 20-го века // Ленинградская правда. 1960. 9 марта. С. 3.
Товстоногов Г. А. «Иркутская история» А. Арбузова // Театральный Ленинград. 1960. № 11 (9–15 марта). С. 10.
Статьи о спектаклях БДТ им. М. Горького. 1960 г.