17 марта 1923 года на сцене Академического театра драмы состоялась премьера спектакля «
Уриэль Акоста» (режиссер Н. Арбатов).
Так театр чествовал 35-летие артистической деятельности П. В. Самойлова, выбравшего пьесу К. Гуцкова для своего юбилея.
«Уриэль Акоста» — историческая трагедия, действие которой происходит в Амстердаме в 1640 году. Главный герой — голландский философ (1585−1640), первый еврейский вольнодумец нового времени, борец за право человека быть свободным в своих мыслях и высказываниях. Пьеса пользовалась широкой популярностью на русской сцене. Роль Акосты исполняли почти все премьеры столичных театров и провинциальные гастролеры.
Самойлов впервые сыграл Уриэля Акосту в 1895 году в Вильно. К 1923 году эта роль была не только одной из его любимых, но и глубоко выстраданных, профессионально отшлифованных. Он уже не мог быть молодым, вдохновенным оратором, увлекающим Юдифь. Печать утомления лежала на каждом его движении, любом слове, но при разительной скупости жеста его отличало удивительное богатство речевых средств. От философского тона с де Сильва в первом акте, через трагический шепот в сцене с матерью, до патетического рыка в синагоге. Голос, да еще умение смотреть (великое умение!), вот что поражало современников в Самойлове—Акосте. Критики считали эту постановку лучшей в текущем сезоне, а самойловского Уриэля живым, пылким, одухотворенным, вызвавшим в сердцах зрителей восторженный трепет.