А. А. Гвоздев.
Из архива театроведческого факультета РГИСИ.
В 1913 году Гвоздев окончил Петербургский университет при романо-германском отделении филологического факультета и, примерно в это же время, начал печататься как исследователь и критик.
В 1917 году Гвоздев стал профессором Томского университета, где организовал кафедру зарубежной литературы и преподавал иностранные языки. А с 1920 года и до конца своей жизни работал в Институте истории искусств и в Ленинградском педагогическом институте.
Первые публикации Гвоздева — это обзоры художественной прозы и исследования по истории западноевропейской драматургии. С начала 1920-х годов он все более сосредотачивается на исследовании театра и особенностях его истории.
С 1922 года Гвоздев, возглавив отдел театра в Институте истории искусств, сплотил группу молодых сотрудников, вместе с которой закладывал основы советского театроведения и ленинградской формальной театроведческой школы. Участники всех программных работ 1920-х годов стали впоследствии видными учеными-театроведами. Среди них: Владимир Николаевич Соловьев, Стефан Стефанович Мокульский, Александр Леонидович Слонимский, Сергей Сергеевич Данилов, Исаак Израилевич Шнейдерман, Лидия Аркадьевна Левбарг, Сергей Львович Цимбал и другие.
Идеи формалистов* отражали проблемы и особенности художественной мысли начала ХХ века. Именно Гвоздев и его сотрудники обратили эту художественную мысль в сторону театра. Они изучали его историю как эволюцию системы театральных приемов. Одним из важнейших тезисов, кардинально меняющих понимание природы театра, заключался в независимости театра от литературы.
«Театроведческие интересы Гвоздева поражают своей разносторонностью. Блестящее знание языков, широкая эрудиция позволили ему успешно заниматься английским, французским, итальянским, испанским, норвежским и датским театром».*
Гвоздев считал, что по-настоящему профессиональный театровед — это одновременно и историк, и критик театра. Он был убежден, что полноценное понимание театральной истории невозможно без вовлеченности в современный процесс. Поэтому главной формой «участия в театральной жизни была его постоянная оперативная деятельность в качестве рецензента и критика»*.
Работоспособность Гвоздева удивляла всех знакомых с ним людей. «Нередко бывало, что, вернувшись домой после спектакля, он всю ночь сидел за пишущей машинкой, работая над рецензией. Утром статья уже была в редакции».* Театроведы 20-х годов оставили нам анализ практически всех систем русского театра, один только Гвоздев опубликовал более пятисот рецензий. На первый план в них выходили разные уровни и ракурсы видения режиссуры.*
Афиша мероприятий Российского Института Истории Искусств. 1923 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Гвоздев А.А. Театр имени В.С. Мейерхольда (1920-1926). Ленинград: Academia, 1927. 54 с.
Гвоздев оставил после себя большое количеств ценных трудов по истории и критике. Среди них: «История европейского театра» (1931 г.), «Театр эпохи феодализма» (1931 г.), «Художник в театре» (1931 г.).
В небольшой книге «Театр имени Вс. Мейерхольда» (1927 г.) Гвоздев дал аннотации всем постановкам от «Зорь» до «Ревизора» и изложил творческое кредо театра. В 1933 году была издана книга «Театр послевоенной Германии».
Параллельно Алексей Александрович занимался подготовкой большого коллективного труда по истории советского театра. Первый том — «Петроградские театры на пороге Октября и в эпоху военного коммунизма. 1917–1921» — вышел в 1933 году. В 1939 году был опубликован учебник «Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий», который стал последним трудом ученого.
Проблематика, занимавшая Гвоздева, его коллег и учеников, была и остается очень специфичной и свойственной именно театру. Она отражает его суть, особенности и проблемы развития. Театроведческий факультет и сегодня сохраняет эту энергию особенной науки, отвергающей догматизм, фанатичную идейность и поверхностный, произвольный, обывательский взгляд на театр.*