Алексей Александрович Гвоздев

21 марта
1887 г.
21 марта 1887 года в Санкт-Петербурге родился Алексей Александрович Гвоздев, основоположник ленинградского театроведения, историк театра, литературный и театральный критик, педагог.

А. А. Гвоздев.

Из архива театроведческого факультета РГИСИ.

В 1913 году Гвоздев окончил Петербургский университет при романо-германском отделении филологического факультета и, примерно в это же время, начал печататься как исследователь и критик.


В 1917 году Гвоздев стал профессором Томского университета, где организовал кафедру зарубежной литературы и преподавал иностранные языки. А с 1920 года и до конца своей жизни работал в Институте истории искусств и в Ленинградском педагогическом институте.


Первые публикации Гвоздева — это обзоры художественной прозы и исследования по истории западноевропейской драматургии. С начала 1920-х годов он все более сосредотачивается на исследовании театра и особенностях его истории.


С 1922 года Гвоздев, возглавив отдел театра в Институте истории искусств, сплотил группу молодых сотрудников, вместе с которой закладывал основы советского театроведения и ленинградской формальной театроведческой школы. Участники всех программных работ 1920-х годов стали впоследствии видными учеными-театроведами. Среди них: Владимир Николаевич Соловьев, Стефан Стефанович Мокульский, Александр Леонидович Слонимский, Сергей Сергеевич Данилов, Исаак Израилевич Шнейдерман, Лидия Аркадьевна Левбарг, Сергей Львович Цимбал и другие.

Театроведение создавалось как особая отрасль науки о театре. «Предметом театроведения является спектакль со всеми своими предпосылками и слагаемым: социальным составом зрителей, устройством игровой площадки и ее вещественным оформлением, репертуаром, принципами постановки и актерской игры. Все это вместе образует в каждую историческую эпоху определенную театральную систему».*

Идеи формалистов* отражали проблемы и особенности художественной мысли начала ХХ века. Именно Гвоздев и его сотрудники обратили эту художественную мысль в сторону театра. Они изучали его историю как эволюцию системы театральных приемов. Одним из важнейших тезисов, кардинально меняющих понимание природы театра, заключался в независимости театра от литературы.


«Театроведческие интересы Гвоздева поражают своей разносторонностью. Блестящее знание языков, широкая эрудиция позволили ему успешно заниматься английским, французским, итальянским, испанским, норвежским и датским театром».*


Гвоздев считал, что по-настоящему профессиональный театровед — это одновременно и историк, и критик театра. Он был убежден, что полноценное понимание театральной истории невозможно без вовлеченности в современный процесс. Поэтому главной формой «участия в театральной жизни была его постоянная оперативная деятельность в качестве рецензента и критика»*.


Работоспособность Гвоздева удивляла всех знакомых с ним людей. «Нередко бывало, что, вернувшись домой после спектакля, он всю ночь сидел за пишущей машинкой, работая над рецензией. Утром статья уже была в редакции».* Театроведы 20-х годов оставили нам анализ практически всех систем русского театра, один только Гвоздев опубликовал более пятисот рецензий. На первый план в них выходили разные уровни и ракурсы видения режиссуры.*


Афиша мероприятий Российского Института Истории Искусств. 1923 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Шнейдерман И. Гвоздев Алексей Александрович // Театральный календарь: 1987. Ленинград, 1986. С. 61.
Ленинградскую театроведческую школу называют «формальной».
Альтшуллер А. Я. [Статья о 80-летии со дня рождения А. А. Гвоздева] // Театральный календарь: 1966. Ленинград, 1965. С. 59.
Альтшуллер А. Я. [Статья о 80-летии со дня рождения А. А. Гвоздева] // Театральный календарь: 1966. Ленинград, 1965. С. 59–60.
См.: Песочинский Н. О Ленинградской театроведческой школе // Петербургский театральный журнал. 2004. № 35. С. 117.
«Историчность мышления, необъятная эрудиция. Верный вкус — все это завоевывало ему уважение даже тех практиков сцены, которые не разделяли его художественных пристрастий».* Это был редкий пример критики, нужной и полезной для режиссуры.
А. А. Гвоздев и С. С. Мокульский (сидят в центре), Н. П. Извеков, С. С. Данилов (стоят) и группа сотрудников Института истории искусств. 1920-е гг.
Из архива театроведческого факультета РГИСИ.
Одним из режиссеров, считавшихся с мнением Гвоздева, был Всеволод Эмильевич Мейерхольд: «Прошу Вас со всей серьезностью отнестись к моему заявлению: наши молодые актеры работают без всякой помощи со стороны критики… Одному Вам поверят мои товарищи. Говорю Вам, зная их отношение к Вашим трудам»* . Мейерхольд всегда ждал рецензий и внимательно изучал отклики критика на свои спектакли: «Я имел только рецензии Цимбала, Евг. Кузнецова и А. Пиотровского. Были еще? А Гвоздев писал?».*
Письмо В. Э. Мейерхольда А. А. Гвоздеву. 11 февр. 1925 г. // Мейерхольд В. Э. Переписка. Москва, 1976. С. 243–244.
Письмо В. Э. Мейерхольда В. Н. Соловьеву. 5 янв. 1933 г. // Мейерхольд В. Э. Переписка. Москва, 1976. С. 324.

Гвоздев А.А. Театр имени В.С. Мейерхольда (1920-1926). Ленинград: Academia, 1927. 54 с.

Гвоздев оставил после себя большое количеств ценных трудов по истории и критике. Среди них: «История европейского театра» (1931 г.), «Театр эпохи феодализма» (1931 г.), «Художник в театре» (1931 г.).


В небольшой книге «Театр имени Вс. Мейерхольда» (1927 г.) Гвоздев дал аннотации всем постановкам от «Зорь» до «Ревизора» и изложил творческое кредо театра. В 1933 году была издана книга «Театр послевоенной Германии».


Параллельно Алексей Александрович занимался подготовкой большого коллективного труда по истории советского театра. Первый том — «Петроградские театры на пороге Октября и в эпоху военного коммунизма. 1917–1921» — вышел в 1933 году. В 1939 году был опубликован учебник «Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий», который стал последним трудом ученого.


Проблематика, занимавшая Гвоздева, его коллег и учеников, была и остается очень специфичной и свойственной именно театру. Она отражает его суть, особенности и проблемы развития. Театроведческий факультет и сегодня сохраняет эту энергию особенной науки, отвергающей догматизм, фанатичную идейность и поверхностный, произвольный, обывательский взгляд на театр.*

См.: Песочинский Н. О Ленинградской театроведческой школе // Петербургский театральный журнал. 2004. № 35. С. 118.
Гвоздев А.А., Пиотровский А. И. История европейского театра. Античный театр. Театр эпохи феодализма. Москва; Ленинград: Academia, 1931. 693 с.
Гвоздев А. А. Театр послевоенной Германии : [монография]. Ленинград : Государственное изд-во художеств. лит., 1933. 190 с.
История советского театра. Очерки развития. Т. 1. Петроградские театры на пороге Октября и в эпоху военного коммунизма. 1917–1921. Ленинград: Ленинград. отд. ГИХЛ, 1933. 401 с.
Гвоздев А.А. Из истории театра и драмы. Ленинград: Academia, 1923. 103 с.
«С виду уравновешенный, суховатый, довольно замкнутый, Гвоздев был на самом деле натурой страстной, крайне увлекающейся, часто хватающей через край и, при кажущемся перевесе интеллектуального начала, в высшей степени эмоциональной. Внешне профессорски размеренная жизнь его была постоянным внутренним горением».*
Шнейдерман И. Алексей Александрович Гвоздев // Гвоздев А. А. Театральная критика. Ленинград. Искусство, 1987. С 17.