премьера балета
«Нюрнбергские мейстерзингеры»
20 марта
1914 г.
20 марта 1914 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Опера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Фотооткрытка 1900-х гг. Из фондов ГМИ.

Вагнер сочинил оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» в 1862–1867 годах на основе действительных событий XVI века, когда в Германии действовала гильдия мейстерзингеров.

Слово Meistersinger в переводе с немецкого буквально означает мастер-певец. Герой оперы Ганс Закс (1494–1576) — реальная личность, поэт и музыкант, живший в Нюрнберге. Он написал поэму «Виттенбергский соловей» в поддержку Мартина Лютера и всего протестанского движения. Часть стихотворных строк Закса Вагнер включил в текст оперы. Настоящем хитом для тенора стала «Песня победителя», которую Вальтер, главный герой, исполняет в финале состязания певцов.


Цеховая жизнь средневековых ремесленников имела свои особенности: Ремесленники-певцы состязались в сочинении поэтических и музыкальных пьес под аккомпанемент лютни по строго установленным канонам. Певец, победивший во время состязаний, увенчивался почетным венком и вступал в «верхушку» цеха мастеров пения.

Действие оперы начинается с признаний в любви рыцаря Вальтера Штольцинга и нюрнбергской красавицы Евы Погнер. Быть вместе влюбленным может помешать отец Евы, который обещал ее руку победителю песенного состязания.
Эскиз костюма Бекмессера из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Неизвестный художник. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Ганса Закса из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Неизвестный художник. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Евы из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Неизвестный художник. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Штольцинга из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Неизвестный художник. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Главное условие конкурса заключается в том, что его участниками могут быть только мастера цехов – мейстерзингеры. Вальтер готов пренебречь своей рыцарской честью и присоединиться к цеху мастеров. Но прежде чем стать мастером, кандидат должен обучиться всем тонкостям пения. Вальтер наживает себе врага, клерка Бекмессера, который тоже претендует на руку Евы, и терпит поражение в вокальном состязании.
Эскиз костюма Бекмессера из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Неизвестный художник. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Погнера из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Неизвестный художник. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Танцовщика из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Неизвестный художник. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Невесты бюргера из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Неизвестный художник. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Только поэт и башмачник Ганс Закс сумел оценить его пение. Вагнер тонко наметил в сердце стареющего Ганса Закса глубокое чувство любви к юной Еве, которое он в себе подавил. В финальном конкурсе Вальтер исполняет свою песню, его объявляют победителем и присваивают звание мейстерзингера. Теперь он воссоединится со своей невестой Евой.
Над постановкой Мариинского театра 1914 года работали вдумчиво и увлеченно. Музыкальным руководителем стал англо-русский дирижер, знаток и приверженец творчества Вагнера Альберт Карлович Коутс. Над инсценировкой работал режиссер Николай Николаевич Боголюбов. Танцы поставил Николай Густавович Легат.

Среди исполнителей выделялась Аделаида Больская в партии Евы и солист Мариинского театра Гуальтьер Боссэ – Ганс Закс.

Чтобы ощутить национальный немецкий дух, художник и режиссер поехали в Германию. Боголюбов посетил «Мейстерзингеров» в театре «Кролль» в Берлине и в Оперных театрах Висбадена, Франкфурта-на-Майне и Дрездена. В Визбадене и Дрездене образ Ганса Закса был создан известным немецким баритоном Фрицем Файнгальсом.

«Осуществляя позднее свою постановку "Мейстерзингеров" в Мариинском театре, я был очень счастлив, что в лице Г. А. Боссэ я встретил такого же исполнителя партии Ганса Закса, каким был Файнгальс».*

Премьерная программка оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Из фондов СПбГМТМИ.

Боголюбов Н. Шестьдесят лет в оперном театре: воспоминания режиссера. Москва, 1967. С. 168.

Эскиз декорации к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Мариинского театра. Художник П. Б. Ламбин. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз декорации к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Мариинского театра. Художник П. Б. Ламбин. Из фондов СПбГМТМИ.

Портрет П. Б. Ламбина. Художник В. А. Суреньянц. Из фондов СПбГМТМИ.

Декорации к спектаклю Мариинского театра выполнил сценограф Петр Борисович Ламбин.

Боголюбов писал: «На другое утро я ехал в Нюрнберг, где меня ожидал художник П. Б. Ламбин, командированный Мариинским театром в этот старинный город Германии, чтобы собрать материалы к постановке "Мейстерзингеров" и сделать необходимые зарисовки. Мой выбор художника был сделан сознательно. Замечательный рисовальщик и поэт краски в духе Репина, Ламбин в совершенстве знал условия сцены. В Мариинском театре у него была своя декорационная мастерская. Необыкновенно вдумчивый, скромный и тихий, Петр Борисович, с его талантом и знаниями, был мало известен в шумных и крикливых художественных сферах тогдашнего "декаденского" Петербурга». В его судьбе как бы снова раскрылась истина старой французской поговорки: "скромность – лучший путь к неизвестности". За три дня, которые Ламбин провел в Нюрнберге без меня, он сделал массу зарисовок и все в красках – техника и быстрота у него изумительные!»*

Боголюбов Н. Шестьдесят лет в оперном театре: воспоминания режиссера. Москва, 1967. С. 178.

Зарисовка к спектаклю «Юноши в средневековых одеждах». Художник П. Б. Ламбин. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Зарисовка к спектаклю «Барабанщики». Художник П. Б. Ламбин. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Зарисовка к спектаклю «Четыре цеховых знаменосца». Художник П. Б. Ламбин. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз части декорации 1 акта к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Мариинского театра. Художник П. Б. Ламбин. Из фондов СПбГМТМИ.
На репетиции было отведено сто дней. «Мейстерзингеры» прошли хорошо и были сочувственно приняты публикой, дирекцией и прессой…»*

Боголюбов Н. Шестьдесят лет в оперном театре: воспоминания режиссера. Москва, 1967. С. 202.

Эскиз бутафории к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Мариинского театра. Художник П. Б. Ламбин. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз бутафории к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Мариинского театра. Художник П. Б. Ламбин. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз бутафории к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Мариинского театра. Художник П. Б. Ламбин. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз бутафории к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Мариинского театра. Художник П. Б. Ламбин. Из фондов СПбГМТМИ.
Четвертый спектакль «Нюрнбергских мейстерзингеров» 25 апреля 1914 года стал историческим: с этого дня на четыре года (до 26 апреля 1918 года) жизнь вагнеровских опер на Мариинской сцене замерла. Причиной послужила Первая мировая война.

Эскиз портального занавеса к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Мариинского театра. Художник П. Б. Ламбин. Из фондов СПбГМТМИ.