Николай Федорович Сазонов

2 мая
1843 г.
   2 мая 1843 года родился артист, режиссер и педагог Николай Федорович Сазонов, отдавший Александринской сцене без малого 40 лет. 

Н. Ф. Сазонов. 1870-е гг. Из фондов ГМЗЧ.

После окончания Петербургского театрального училища в 1863 году и недолгой работы в провинции, молодой Сазонов был зачислен в труппу прославленного столичного театра.
В начале творческого пути актер выступал преимущественно в водевилях, восхищал публику в легковесных опереттах. Благозвучность голоса, слаженность движений, выразительность внешних данных Сазонова были хорошо востребованы в таких ролях, как Парис («Прекрасная Елена», 1868) или Пикилло («Птички певчие», 1869). Актер имел ошеломительный успех, однако не терял объективного восприятия своего творчества и не всякая похвала его прельщала. Он испытывал внутреннюю потребность в более серьезном репертуаре.

Будучи одним из ведущих актеров Александринского театра, Сазонов сыграл множество ролей в разных жанрах. Он был непревзойденным исполнителем героев бытовых пьес, хорошо чувствовал и воплощал русский характер. Блестяще играл любовников, купцов, мужиков.


Немало подходящих и выигрышных для себя ролей Сазонов находил в пьесах В. А. Крылова, чем радовал не слишком взыскательную публику и в то же время возмущал крупных авторов и рецензентов. Но незамысловатые пьесы Крылова были лишь частью его творческой жизни. Сазонов искал созвучные своей артистической индивидуальности роли и в другом репертуаре. Он брался за Чацкого, Тартюфа, Уриэля Акосту, Фигаро, Петруччио, Чичикова. Актер также выступал в произведениях И. С. Тургенева, играл Тригорина в первой постановке чеховской «Чайки», однако, высоких оценок не получил. В 1899 г. А. П. Чехов видел Сазонова профессором Серебряковым в «Дяде Ване», Е. П. Карпов — Астровым (спектакль тогда так и не был поставлен). Современникам хорошо запомнились его Куницын в «Ваале» А. Ф. Писемского, Капитон в «Около денег» А. А. Потехина, Тарелкин в «Деле» А. В. Сухово-Кобылина, Репетилов в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Никита во «Власти тьмы» Л. Н. Толстого и многие другие роли.
Н. Ф. Сазонов в спектакле «Отелло». Александринский театр. 1882 г. Из фондов НГИАМЗ.
Н. Ф. Сазонов — Парис, С. Я. Марковецкий — Менелай, В. А. Лядова — Елена в оперетте «Прекрасная Елена». Александринский театр. 1868 г. Из фондов ГМЗЧ.
Н. Ф. Сазонов — Лаврецкий в спектакле «Дворянское гнездо». Александринский театр. 1894 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Н. Ф. Сазонов — Чембарский в спектакле «Первая муха». Александринский театр. 1894 г. Из фондов Музея истории литературы им. В. И. Даля.
Часто и успешно актер выступал в комедиях и драмах А. Н. Островского. Среди наиболее заметных работ — Мурзавецкий («Волки и овцы»), Грунцов («Трудовой хлеб»), Платон Зыбкин («Правда – хорошо, а счастье лучше»), Дергачев («Последняя жертва»), Вожеватов («Бесприданница»). Поистине звездной ролью, вызвавшей всеобщий восторг и единодушное признание критики, стала роль Андрея Белугина в пьесе А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева «Женитьба Белугина» (1878).
Н. Ф. Сазонов — Андрей в спектакле «Женитьба Белугина». Александринский театр. 1878 г. Из фондов Музея-заповедника «Щелыково».
Н. Ф. Сазонов — Капитон в спектакле «Около денег». Александринский театр. 1883 г.
Н. Ф. Сазонов — Мурзавецкий в спектакле «Волки и овцы». Александринский театр. 1892 г.
Н. Ф. Сазонов — Никита в спектакле «Власть тьмы». Александринский театр. 1895 г.
Сазонов неустанно оттачивал свое мастерство. На репетициях приветствовал появление сторонних наблюдателей, ждал от них конструктивных замечаний. Как писал А. А. Плещеев, «его успех рос с каждой ролью». С большим почтением и любовью артист относился к драматургии. Был невероятно трудолюбив и ответственен по отношению к своей профессии. «Роли были им всегда выучены и изучены так, что в суфлере не было надобности. Мало того, Сазонов учил почти все нравившиеся ему роли … и нередко выручал спектакли, экспромтом, без репетиции заменяя товарища».*

Его искусство отличали детальная проработка роли, проницательность в постижении характера, техническая выверенность и естественность исполнения. «Он умел одной фразой, интонацией, паузой передать весь характер изображаемого лица, всю его психологию. ... Его игра не была вдохновенным творчеством гения, но зато была мастерством самой высокой пробы. … И самый чуткий зритель не мог отличить, где у Сазонова кончалась работа и где начиналось вдохновение художника. … Вообще, это был актер, которого смело можно было поставить в образец всем, переступающим порог театра», — вспоминал о нем современник.*


Н. Ф. Сазонов // Ежегодник Императорских театров. 1912. Вып. 7. С. 116.
Линский В. Н. Ф. Сазонов // Театр и искусство. 1903. № 1 (1 янв.). С. 5–6.
Н. Ф. Сазонов // Ежегодник Императорских театров. 1912. Вып. 7. С. 116–117.
Линский В. Н. Ф. Сазонов // Театр и искусство. 1903. № 1 (1 янв.). С. 5–6.

Сазонов также руководил театрами Попечительства о народной трезвости и преподавал в Театральном училище.
Оценив его талант и организаторские способности, члены царской семьи привлекали Николая Федоровича в качестве режиссера для своих любительских спектаклей.
Николай Федорович Сазонов // Артист. 1894. №34 (февр.). С. 259–261.