премьера спектакля «Брюзга, или Максим Петрович Недоволин»

19 мая
1842 г.
19 мая 1842 г. на сцене Александринского театра состоялась премьера комедии П. А. Каратыгина «Брюзга, или Максим Петрович Недоволин». Если верить утверждению, что «наши пороки — продолжение наших добродетелей», то ворчливый главный герой водевиля — любящий семьянин, желающий всем лишь добра, но очень по-своему. Эту очаровательную «безделку», как назвал пьесу однажды сам автор, Петр Андреевич написал в 1842 году, перенеся на отечественную почву героев французской пьесы Ш. Д. Дюпети, Ж. А. Тюлли и Ж. Д. Фюльжанса.
Сюжет водевиля незамысловат. Максим Петрович Недоволин — ворчун и брюзга, то и дело, спорит и ссорится со всеми: всем-то он недоволен, всё-то не так, как следует. То вдруг он хочет ехать к теще, Татьяне Кузьминишне, то к приятелю Кормилову, то согласен на брак дочери Машеньки с сыном своего приятеля Карпинского, то не согласен. Одним словом, и сам не знает, чего он хочет, что собственно ему надобно. Надо ему поехать к теще, но он, сам не зная почему, сказавшись больным, остается дома. Услужливая теща, предполагая, что он и в самом деле болен, сама является к нему и наряжает здорового Максима Петровича в колпак, халат и укутывает его, а чтобы как-нибудь развлечь, приглашает гостей. Недоволину эта забота не нравится, но он покоряется воле тещи. Всё, однако, под конец устраивается благополучно, по крайней мере для Машеньки: Недоволин соглашается на её брак с младшим Карпинским, с которым он сначала даже успел, сам не зная за что, рассориться и даже чуть ли не выгнать вон.

П. А. Каратыгин. Художник П. Ф. Борель. Гравёр Л. А. Серяков.


А. Е. Мартынов. Литография с фотографии А. И. Деньера.

Виссарион Григорьевич Белинский, отзываясь на премьеру в статье «Русский театр в Петербурге. Брюзга, или Максим Петрович Недоволин. Комедия-водевиль в одном действии, переделанная с французского П. Каратыгиным», так оценил новую пьесу Каратыгина: «Господин П. Каратыгин пишет иногда очень умные и милые водевили: „Брюзга‟ один из таких его водевилей. Впрочем, содержание его рассказать невозможно: оно очень просто и основано на характерах, или, по крайней мере, на чем-то похожем на характеры. В представлении — этот водевиль очень жив и забавен, чем особенно обязан игре гг. Мартынова и автора водевиля».*
Полное собрание сочинений В. Г. Белинского. Т. 12. Москва; Ленинград. 1926. С. 24
Роль главного героя драматург примерил на себя, в очередной раз порадовав публику своим комедийным талантом, а роли молодых влюбленных достались Юлии Николаевне Линской и Александру Евстафьевичу Мартынову, чей дуэт зрители также всегда принимали чрезвычайно доброжелательно. Наверное, и не могло быть иначе. Драматические роли и, даже партнерство с Василием Андреевичем Каратыгиным, не принесли Линской успеха, но она, неудачливая партнерша трагика-Каратыгина, с громадным успехом выступала с ведущим комическим актером — Мартыновым. Только в сезоне 1842/43 года она сыграла с ним не только в водевилях П. А. Каратыгина «Брюзга, или Максим Петрович Недоволин» и «Школьный учитель», в водевиле П. И. Григорьева «Жены наши пропали» и в других пьесах. Потом они стали играть вместе постоянно и много.

Ю. Н. Линская. Художник П. Ф. Борель.

«Линская восхищалась игрой Мартынова, естественностью его поведения на сцене, правдой душевных переживаний. Она стремилась стать достойной его партнершей. Могла ли она тогда думать, что пройдет немного времени, и зрители любовно окрестят ее «Мартынов в юбке». В этом шутливом прозвище — высокое признание ее искусства»*.

В 1849 году Н. А. Некрасов писал: «У г-жи Линской талант самобытный и оригинальный, особенно поражающий естественностью, по которой она не может быть сравнена ни с кем, кроме г. Мартынова»*.
Альтшуллер А. Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александринской сцены. Л.: Искусство, 1968. С. 79-80.
Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем. Т. 9. Москва, 1950. С. 546.