христиан петрович иогансон

20 мая
1817 г.
20 мая 1817 года — день рождения Христиана Иогансона, танцовщика и педагога. Балетовед Аким Львович Волынский называл его настоящим вождем мужского искусства на классической сцене, человеком ритма и абсолютного слуха, который улавливал каждый дисгармоничный звуковой штрих и все в танцах идеально прилаживал к музыкальным директивам.*
См.: Волынский А. Л. Балет в Большом театре // Волынский А. Л. Статьи о балете. Санкт-Петербург, 2002. С. 264-265.
Христиан Иогансон родился в Стокгольме, после окончания Королевского театрального училища был принят в балетную труппу Королевской Оперы в Стокгольме. Прошел курс усовершенствования у датского балетмейстера Огюста Бурнонвиля при финансовой поддержке шведского принца Оскара.

С 1841 года и до конца своих дней жил и работал в Петербурге. Виртуозный классический танцовщик, красивый, гибкий, выученный в лучших традициях французской школы, он занял видное положение в труппе петербургского Большого театра (позже Мариинского), был партнером почти всех знаменитых балерин, выступавших на этой сцене: Марии Тальони, Елены Андреяновой, Фанни Эльслер, Карлотты Гризи, Луизы Флери, Розы Гиро, Екатерины Фридберг, Фанни Черрито, Надежды Богдановой и других.

Х. П. Иогансон. 1880—1890-е гг.


Х. П. Иогансон в партии Мутчи в балете «Конёк-Горбунок». Мариинский театр. Из фондов СПбГМТМИ

Иогансон сполна обладал и актерским талантом. Так он исполнял сложные роли Пьера Гренгуара в балете «Эсмеральда» Ц. Пуни и художника Сальватора Роза в балете «Катарина, дочь разбойника» Ц. Пуни в хореографии Жюля Перро..


В 1860 г. Христиан Иогансон начал преподавать в Петербургском театральном училище, а с 1883 г., оставив сцену, полностью посвятил себя педагогической деятельности. Через его классы прошли Екатерина Вазем, Евгения Соколова, Павел Гердт, Михаил Фокин, Сергей Легат, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Николай Легат, Клавдия Куличевская, Агриппина Ваганова и, конечно же, собственная дочь Анна Иогансон.

По мнению историка балета Любови Дмитриевны Блок, «влияние Иогансона на русский танец решающее. Он пересадил к нам и утвердил традиции французской школы, погибшие во Франции. Он, а не Петипа, так как получил более последовательное хореографическое воспитание. Учитель его Огюст Бурнонвиль, один из видных учеников Огюста Вестриса, особенно любил Иогансона и не раз приглашал его танцевать к себе в Копенгаген после уже законченного курса усовершенствования»*.

Х. П. Иогансон. Карикатура Н. Г. Легата. 1903 г.

Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. Москва, 1987. С. 94.

премьера комедии «Новые оборотни, или Чем черт не шутит!»

20 мая
1818 г.
20 мая 1818 года в Большом (Каменном театре) состоялись три премьеры: были представлены спектакли «Антонио Гамбо, сопутник Суворова на горах Альпийских», «Ермак, или Завоевание Сибири» и «Новые оборотни, или Чем черт не шутит!».

Эти премьеры были бенефисами в пользу Александра Гавриловича Щеникова — актера петербургской драматической труппы с 1806 по 1828 годы. Александр Гаврилович исполнял роли второго плана, сначала в амплуа любовников, а впоследствии благородных отцов и резонеров. Щеников не обладал ярким талантом, как отмечали его современники, но относился к творческому процессу с большим трудолюбием и старательным прилежанием в силу своих способностей.
Вид Большого (Каменного) театра. Гравюра Dubois по рисунку Henri Courvoisier-Voisin.

Из фондов СПбГТБ


Спектакль «Антонио Гамбо, сопутник Суворова на горах Альпийских» — героическая драма в одном действии с хорами и балетами, почерпнутая из подлинного анекдота С. Н. Глинкой. В реальности Антонио Гамма был жителем швейцарского городка Альтдорф, принимавшим фельдмаршала А. В. Суворова в своем доме во время Швейцарского похода 1799 года. Антонио настолько полюбил русского полководца, что с радостью согласился сопровождать его во время Швейцарской кампании, оказав тем самым неоценимые услуги проводника и переводчика.

Прославление силы русского обаяния и мужества, симпатии простых европейцев к нашим военным были ярко представлены в спектакле, посвященном знаменитому Альпийскому походу войск А. В. Суворова.


Спектакль «Ермак, или Завоевание Сибири» — историческое представление в трех действиях с хорами и маршами по тексту Р. М. Зотова. Казачий атаман Ермак Тимофеевич является знаковым героем. Неоценимы его деяния для русского государства, результатом которых стало завоевание богатейших ресурсами сибирских земель. Героический поход Ермака был восславлен в Российской империи XIX века, в том числе и многочисленными театральными постановками, среди которых был и вышеупомянутый спектакль.


Из фондов СПбГТБ


Из фондов СПбГТБ

Последний спектакль — комедия в одном действии с плясками И. Б-р (Die Vervandlungen) «Новые оборотни, или Чем черт не шутит!» по французской пьесе Л.-Ф. Сегюра в переводе с немецкого Ф. И. Шеллера — в отличии от предыдущих, был полной им противоположностью: с легким и даже далеким от морали действом, но, посвященным теме, к сожалению, актуальной во все времена.

По сюжету пьесы Балтазар и Нанета желают приобрести уже купленный господином фон Лорхом дом. Денег нет, но они решают обманом выжить Лорха из его же собственности. После множества хитроумных приемов мошенники изводят хозяина до такой степени, что тот бежит из приобретенного дома, оставив его на произвол судьбы. Балтазар и Нанета с радостью занимают желанное жилье. В последней реплике героиня делает вывод, что в жизни следует быть «оборотнем», чтобы добиться счастья в этом несправедливом мире.