Надежда Федоровна скарская

21 мая
1867 г.
21 мая 1867 года день рождения Надежды Федоровны Скарской — актрисы театра и кино, режиссёра и театрального деятеля.

Вера и Надя Комиссаржевские. 1870-е гг. Из фондов СПбГМТМИ.

Надежда Федоровна родилась в семье русского артиста оперы и музыкального педагога Федора Петровича Комиссаржевского и Марии Николаевны, урожденной Шульгиной. Брат, Федор Комиссаржевский — известный театральный художник и режиссёр. Сестра Вера — знаменитая русская актриса.

Свой долгий и интересный путь в театре Скарская начала поздно, когда ей уже было 30 лет.
Дебют на маленькой сцене Петербургского железнодорожного клуба в марте 1899 года, где она исполняла роль Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза», познакомил ее со студентом-любителем Павлом Гайдебуровым, который играл Тихона Кабанова.

Спустя два года, осенью 1901 года, в Елисаветграде они вновь встретились на сцене, в той же «Грозе», в тех же ролях Катерины и Тихона, в спектаклях образованной ими провинциальной труппы.

Так возник этот дуэт, почти не знающий равных в истории театра, и русского, и зарубежного, за исключением, быть может, М. П. Лилиной и К. С. Станиславского.
Сцена из спектакля «Гроза». Н. Ф. Скарская — Катерина, П. П. Гайдебуров — Тихон. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
В сезон 1899 года Скарская с успехом играла в Московском Художественном театре. Уроки К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко окажут впоследствии неоценимое влияние на всю деятельность Скарской и Гайдебурова. Они были убеждены в просветительской миссии театра и пронесли эту уверенность через всю жизнь, создавая театры, выпуская журналы, обучая будущих актеров и режиссеров.
В 1903 году Гайдебуров и Скарская основали Передвижной Общедоступный театр при Лиговском народном доме в Петербурге, с широкими культурными и демократическими задачами и тщательно подобранным репертуаром.

В 1905 году на базе этого театра был создан Передвижной драматический театр (Государственный Передвижной театр; Государственный Передвижной театр П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской), имеющий постоянную труппу и до начала Первой мировой войны ежегодно совершающий гастрольные туры по городам Севера и Центра России, Украины, Белоруссии, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока.


Труппа П.П.Гайдебурова и Н.Ф.Скарской. 1903 г. Из фондов СПбГМТМИ.

«Коллектив „передвижников” — это было своеобразное братство театральных энтузиастов, лозунгом которых было: „Это нужно передвижному театру”. ˂…˃ „Нужно передвижному театру” — этот лозунг позволял преодолевать любые трудности, и этому нас учили Надежда Федоровна и Павел Павлович», — вспоминал Алексей Александрович Брянцев.*

Цит. по: Скарская Н. Ф. Гайдебуров П. П. На сцене и в жизни: страницы биографии. Москва, 1959. С. 54.
Скарская была ведущей актрисой этого театра, за свою сценическую жизнь она сыграла более 200 ролей. Обладая глубоко осознанным отношением к сценическим образам, она всегда помнила об общем смысле спектакля, «ради чего» было для нее главным. Это еще более укрепило лирико-драматическое дарование актрисы

В роли Гертруды в спектакле «Любовь — все». 1910-е гг. Передвижной театр. Из фондов ГМИ.
В заглавной роли в спектакле «Геда Габлер». Передвижной театр. 1910-е гг. Из фондов ГМИ.
В роли Раневской в спектакле «Вишневый сад». Передвижной театр. 1905 г. Из фондов ГМИ.
В заглавной роли в спектакле «Антигона». Передвижной театр. 1908 г. Из фондов ГМИ.

Н. Ф. Скарская

Свою последнюю роль Надежда Федоровна сыграла в 1926 году, и, в связи с тяжелой болезнью, более не выходила на сцену. Однако успехи Гайдебурова в 1930-х – 1940-х годах можно считать и успехами Скарской, ведь они вместе вынашивали каждую его новую роль, каждый спектакль.

Уйдя со сцены, Надежда Федоровна не оставила педагогическую деятельность. Под ее руководством работала студия «Палестра» при Передвижном театре. Название студии во многом определило ее характер. В Древней Греции так назывались школы, дарующие молодежи эстетическое и физическое воспитание. Гармоничное воспитание актера было главной задачей Скарской. Один из учеников «Палестры», знаменитый драматург Алексей Николаевич Арбузов вспоминал: «Сам метод школы-Палестры, ставил своей задачей воспитать, прежде всего, актера-автора, возбудить его творческую инициативу».*
Журнал «Записки Передвижного общедоступного театра». 1914–1921.
Журнал «Записки Передвижного театра П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской». 1922-1924.