24 ноября 1964 года состоялась премьера спектакля «Двенадцатая ночь» Ленинградского театра Комедии в постановке Николая Павловича Акимова.
Плакат к спектаклю. Художник Н. П. Акимов. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Режиссер отмечал важность динамичного развития действия. Особое внимание он уделял способу построения образов. «При любой свободе фантазии мы не нарушаем законов реального человеческого существования», «внутренние ходы персонажей» должны быть «убедительны и понятны» зрителю, и «все живое в пьесе не [должно] оказа[ться] прикрытой театральной мишурой»* — настаивал Акимов. Ему нужны были на сцене живые эмоции и ясные мотивы героев.
Старания создателей спектакля, которые сработали как единый творческий организм, увенчались большим успехом. И простые зрители, и профессиональные критики высоко оценили постановку. «На зрителя обрушился целый каскад брызжущего веселья, выдумки и остроумия. В спектакле столько неистощимой фантазии и находок, что на протяжении всего вечера он ни на минуту не оставляет зрителя спокойным. ˂…˃ Жизнелюбие выражено и через разноцветно-праздничную гамму оформления ˂…˃; через легкую, подчас игривую и беззаботную музыку. ˂…˃ Все в спектакле продуманно до мельчайших подробностей и отработаны все детали постановки. Решены и приведены в точное соответствие форма и содержание каждой роли. Внешняя пластичность, ритмичность, порой акробатическая точность движения актеров приведены в полную согласованность с духовным обликом каждого персонажа», — писала театровед и критик И. И. Илялова.*
На сцене блистала вереница виртуозно созданных образов, «в равной степени условных и психологически законченных».*
Л. Е. Леонидов в роли Орсино, Н. А. Корнева в роли Виолы. Из фондов СПбГМТМИ.
Н. А. Корнева в роли Виолы, В. А. Карпова в роли Оливии. Из фондов СПбГМТМИ.
Интересно и, в какой-то степени, неожиданно строился образ шута Фесте. Акимов осуществил свою идею — показать «интеллигентного молодого человека», этакого «конферансье, который обязан развлекать, исполнять разные поручения, музицировать»*. Облик шута был осовременен. Актер, режиссер и драматург Владимир Давыдович Таршис обратил внимание на то, что Геннадий Иванович Воропаев в роли Фесте единственный из всех актеров выходил без грима и с современной прической. Благодаря такому решению «образ воспринимался острее, злободневнее, ассонанснее».*
Большой творческой удачей единодушно называли сэра Эндрю Эгъючийка, воплощенного Владимиром Никитичем Трухановым. Актер «привносил в характер своего героя ярко индивидуальные черты». Будучи невероятно смешным и нелепым, он в то же время трогал сердца зрителей проявлением «большой доброты, искренней отзывчивости». *
А. Д. Бениаминов в роли Мальволио, В. А. Карпова в роли Оливии. Из фондов СПбГМТМИ.
Спектакль, наполненный оригинальными режиссерскими приемами, остроумными находками, искрометным юмором, глубоко продуманными декорациями, мизансценами и характерами, воспринимался как «единый художественный образ».*
«Двенадцатая ночь» Акимова производила неизгладимое впечатление на зрителей, и верно было подмечено, что, «если можно в чем-нибудь упрекнуть режиссера — то в излишней щедрости».*