открытие
первого передвижного драматического театра
25 ноября
1905 г.
25 ноября 1905 года в Петербурге на базе Лиговского Общедоступного театра под руководством Павла Павловича Гайдебурова и Надежды Федоровны Скарской был организован Первый Передвижной драматический театр, просуществовавший до 1928 года. Он стал настоящим транслятором реформаторских изменений в организации театрального дела и новейших течений в драматургии, ставил и успешно выполнял культурно-просветительские задачи.

П. П. Гайдебуров. Из фондов ГМИ СПб.

Основателем и бессменным руководителем, режиссёром и актёром Передвижного театра был Павел Павлович Гайдебуров. В 1899 году за участие в студенческих выступлениях Павел Павлович был исключен из университета и начал профессиональную сценическую деятельность в антрепризе Надежды Сергеевны Васильевой. До 1903 года продолжал играть в антрепризах и гастролировать.

В 1903 году П. П. Гайдебуров совместно с Н. Ф. Скарской (сестрой В. Ф. Комиссаржевской) основал в Петербурге Общедоступный театр, а в 1905 году, на базе Общедоступного появился Передвижной драматический театр. Зимой его труппа играла в Лиговском народном доме, где представляла новый спектакль практически еженедельно, а в остальное время гастролировала.

До начала Первой мировой войны труппа театра ежегодно совершала поездки по городам севера, северо-запада и центра России, Украины, Белоруссии, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока.

Подробные воспоминания о деятельности Передвижного театра оставил Григорий Александрович Авлов, который был актером этого театра в 1908-1913 годах.
«Мы хорошо понимали ту роль, которую призван играть и действительно играл Передвижной театр, отстаивающий чистоту своих принципов, не желающий дешевого успеха <…> Самый принцип и метод передвижничества создавал условия для построения такого театра, который может бороться за чистоту принципов, за репертуар, необходимый в данное время в свете общественных задач. Мы, говорю, еще ярче осознавали свою миссию в искусстве и еще больше гордились тем, что "мы — передвижники"».*
Авлов Г. Мы – передвижники! // Петербургский театральный журнал, 2010. № 4 (дек.). С. 137.
Здание Первого Передвижного театра (бывший дом гр. Паниной). Из фондов ГМИ СПб.
Весь коллектив объединяла идея о транслировании людям настоящего проникновенного искусства, рожденного энтузиазмом единомышленников. «Передвижникам» были очень близки этические нормы, основанные К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Они продвигали их за пределами центральной России, позиционируя себя как новый театр и не стесняясь вызвать осуждения.
Из воспоминаний Г. Авлова: «Глядя на нас и догадываясь, что это актеры, часто говорили: "Смотрите, совсем на актеров не похожи, такие скромные и простые!"». На афишах писали: «Пьесы идут без суфлера». Это было фактом большого значения и подразумевало, что премьере предшествовал долгий и качественный процесс подготовки и репетиций.

«Было и другое информационное сообщение в афише театра: "До начала каждого акта", — говорилось там, — дается три сигнала светом, и больше никаких сигналов и звонков не бывает". И тут же добавлялось в виде сурового требования: "После третьего сигнала вход в зрительный зал категорически воспрещается". Известно, как медленно привыкала к этому правилу публика Московского Художественного театра. Но для зрителей провинции оно было исключительно стеснительным, и немало трудов стоило заставить его выполнять».*

В отличие от Общедоступного театра, основывавшего репертуар в основном на классике (отечественной и мировой), Передвижной театр стремился играть и современные пьесы — новинки как для столичного зрителя, так и для провинции, в том числе произведения Чехова, Горького, Ибсена и др. Передвижной театр не шел на поводу у провинциальной публики, а отбирал пьесы, которые считал важными и нужными с точки зрения идейной, культурно-просветительной.

Афиша вечера памяти И. С. ургенева в Мастерской Передвижного театра П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской. Из фондов СПбГМТМИ.

«В нашем театре был Горький, широко представлен Чехов, Островский, Гоголь, был "Нахлебник" Тургенева (Кузовкина прекрасно играл П. П. Гайдебуров), из западных драматургов — Гауптман, Ибсен. Одним из лучших спектаклей, долго державшимся в репертуаре, была "Антигона" Софокла в интересной постановке А. А. Брянцева, в то время молодого режиссера и актера Передвижного театра».*
Авлов Г. Мы – передвижники! // Петербургский театральный журнал, 2010. № 4 (дек.). С. 138.

Портрет П. П. Гайдебурова в спектакле «С любовью не шутят» Передвижного общедоступного театра. 1916 г. Художник Ю. П. Анненков. Из фондов СПбГМТМИ.

Критики 1920-х годов, определяя тип театра находили, что Передвижной театр «благороден, выдержан, спокоен, рассудочен и суховат». Самым ценным находили у «передвижников» — умение скрупулёзно «прорабатывать» постановку и отмечали, что театру нужно искать не новые сценические формы, а новые пьесы.*

Театр не обошла и резкая незаслуженная критика, касающееся его репертуара, который должен был быть понятен и близок в первую очередь рабочим и крестьянам. В частности, раскритиковали спектакль 1923 года по пьесе Э. Синклера «Принц Гаген», назвав пьесу чуждой «простому зрителю». Коллективу театра пришлось отказаться от этой театральной постановки, и вскоре она исчезла с его афиш.*

В Передвижном театре не было карающей системы штрафов или других мер взыскания, и, несмотря на это, соблюдалась строгая дисциплина, основанная на сознательном отношении к работе, на любви к театру. «Я не помню случаев опозданий на репетицию, на спектакль или каких-либо иных нарушений. Не помню, должно быть, потому, что их у нас и не было».*
См.: Диспут о Передвижном театре // Жизнь искусства. 1923. № 30. С. 20.
См.: Никандрова И. Е. Передвижной общедоступный театр под руководством П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской на псковской сцене: страницы истории // Псков. 2018. № 49. С. 146.
Авлов Г. Мы – передвижники! // Петербургский театральный журнал, 2010. № 4 (дек.). С. 140.
Принципиально важным моментом в работе Передвижного театра было то, что его эстетические принципы неразрывно были связаны, и даже подкрепляли, принципы этические. «Без специальных формулировок, как нечто само собой разумеющееся, искусство рассматривалось как фактор, могучее средство обучения и воспитания людей. Здесь очень ясно понимали, что, прежде чем учить и воспитывать, надо поставить перед собой вопрос о праве быть учителем и воспитателем».*
План Театра Мастерская Передвижного общедоступного театра
(бывший дом гр. Паниной — Лиговский народный дом).
Деятельность Передвижного театра продолжалась до осени 1928 года, когда по решению Ленинградского областного совета профсоюзов (ЛОСПС) он был закрыт как выполнивший свою историческую задачу, а актёры и актрисы этого самобытного театрального коллектива в большинстве своем пополнили труппы других драматических театров Ленинграда.
Журнал «Записки Передвижного общедоступного театра».  1914 - 1921.
Журнал «Записки Передвижного театра П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской». 1922–1924